В то же время в СССР в моду входит сатира. Фамилии Кольцова, Катаева, Зощенко появляются в журналах, их рассказы описывают тяжелое, но не лишенное смеха время, в них нет отчаянья. Приходится несколько раз сверить даты, чтобы убедиться: да, это произведения об одних и тех же годах. Но как эпоха может иметь два столь различных «отражения»? Ответ прост: отражается не время, но его писательское восприятие. Как говорил М. М. Бахтин: «Каждый момент произведения дан нам в реакции автора на него, которая объемлет собой как предмет, так и реакцию героя на него (реакция на реакцию)».
Человеку несвойственно быть объективным, он не фотоаппарат, создающий точный снимок эпохи, и не хронист, а художник.
Искусство — это, в первую очередь, размышления, беседа с собой, самоанализ. Творец волен решать не только, как ему видеть мир, но и о чем именно говорить.
Получается, что, с одной стороны, стерильная, очищенная от сходства с жизнью литература перестает быть литературой, она больше не трогает читателя, не заставляет его размышлять. С другой, точное безоценочное копирование жизни характерно скорее для труда историка, чем писателя. Для автора важнее не сами события, а их восприятие персонажами, чувства, характеры. Он также имеет право склоняться к определенным философским школам, выбирать темы произведений: «вечные» или насущные.
Но было бы глупо считать, что искусство раз и навек создается лишь самим сочинителем. Марина Цветаева говорила: «Читатель — соавтор».