Он сел, упершись взглядом в повторяющиеся, как рекурсивные картинки, образы, ─ без мыслей, без движения. Он почувствовал, как кровь застаивается в ногах, как немеют пальцы, как темнеет в глазах… как желтеет в глазах. Его ватные ноги стали каменными. Кошка, забравшаяся по карнизу на подоконник, видела, как он думает: «Когда я в камень сваляю вату… шерсть. Там было "шерсть". В той песне была шерсть. В какой?..» Слово «песня» провалилось глубже, чем мысли, и вместо голоса стало ощущением. Он провел языком по нёбу, по зубам. Он ещё не статуя. Статуи не водят языками по нёбу. У большинства статуй нет ни языка, ни неба. И у статуй ноги не бывают ватными. Даже у колоссов. У колоссов глиняные ноги… Бррр.
Он чуть не задремал.
Протянул руку к следующей карточке, и зажав в зубах карандаш, стал читать:
«Об основательнице Праги.
В седьмом веке от Рождества Христова Прагу основала славянская княжна Либуша, правившаяся этими землями вместе со своим мужем Пршемыслом. Либуша была вещей женщиной, и однажды, стоя на холме и вглядываясь в воды Влатвы, она увидела, как поднялся каменный город по оба берега реки, как перекинулись через реку мосты, и шпили, совсем невероятные, тянулись к небу. И сказала мужу: «Вижу здесь великий град ─ слава его дойдет до небес». Приказала она построить замок на месте, где человек, чьего имени никто не знал, ставил порог для строящегося дома. «И так как перед порогом должны низко кланяться все, даже самые знатные люди, нареките замок Прагой…»
Голова спящего накрыла карточку. Где-то полчаса дремал он на столе неподвижно, а потом, будто при смене кадров, он оказался стоящим у стола. Нет, теперь он не рисовал. Легким движением ноги он отправил стул в дальний угол. Грохот удара бедной мебели о стену не разбудил его.
Он сбросил все рисунки на пол, сел рядом с ними, устелил листами пол перед собой. Совершенно осознанно, по какой-то непонятной системе, подросток перемещал и откладывал листы. Их было… Казалось… нет, их было несколько тысяч. Он встал с несколькими листками в руках и открыл ящик стола. Подросток рассовывал кнопки, скотч, скрепки по карманам, как шпаргалки перед контрольными. Он закреплял рисунки на стенах так, что они совмещались: один подходил к другому, был его логическим завершением. На полу он аккуратно раскладывал и закреплял скотчем серо-бордовые изображения брусчатки. По центру восточной стены поднялась Староновая синагога. На южной появились большие часы ─ Пражские куранты. У самого потолка повис на одной руке человек ─ Зигмунд Фрейд. Плоские изображения врывались в трехмерное пространство, обретали объём, силу, искажали реальность. Комната площадью два на три метра выросла до размеров огромного закольцованного города. Совершенно пустого города. Никого, за исключением его архитектора, не было, но зато из упавшего почтового ящика на одной из улиц выпали письма. Потолок, выкрашенный голубой краской, стал казаться небом. Художник поставил на место последний лист и упал без сознания на брусчатку. Карандаш, который он грыз, выпал из его рта. На огрызке блеснули буквы: «Emet».
С книжной полки, слившейся с витриной сувенирного магазина, упала и раскрылась книга.