Важная всё-таки вещь история. Не так ли? Слишком уж много делает она с человеком, чтобы к ней не обращаться. И здесь я вижу ещё одно родство автора с произведением. На самом деле, когда читаешь «Зулейху», то в голове крутится чернышевский вопрос. Героям не идется спокойно, они постоянно шагают по ленте проблем. Только вот они не знают, что это лента Мебиуса. Но сами герои, вроде как, и не против. Никто из переживших раскулачивание, будь это зажиточные крестьяне или интеллигенция, не имели желания жаловаться. Но в минуты сомнения Зулейха окуналась в себя и вспоминала советы мамы. Её не было рядом уже много лет, но она её первый и последний оберег. Так же и мы задаём маме нерешаемые вопросы и она, никому неизвестно как, находит решение или двигает нас в правильном направлении. Так причём здесь Гузель? А всё очевидно. Роман написан по рассказам бабушки. Даже Яхина, выросшая и уверенная в себе, украдкой будто пыталась найти ответы на свои взрослые вопросы в созданном. Видя не Семрук, не Ивана и Зулейху, не художественную артель, а бабушку. Она видит светлое и родное лицо, сквозь текст про труд, голод и нищету.