Полина Казакова
Праздник жизни.
Статика и динамика
август 2019 года
«Не плачь и не думай:
Прошедшего — нет!
Приветственным шумом
Врывается свет»

В.Брюсов

Кадр из фильма «Как начинается любовь» (США,1983 )
Человек всегда стремится запечатлеть миг — миг блаженства, миг своего счастья. Все, что нужно, казалось бы, — успеть поймать драгоценное мгновение.
Люди долго пытались обуздать время — самую загадочную субстанцию в нашем мире. Сначала они полагались на волшебную силу картин и книг. Но время подчинялось нехотя, ровно до того момента, когда свершалось чудо. В один из самых обычных дней благодаря Ньепсу мир увидел первую фотографию. Казалось, тогда время остановилось, признавая власть человека над собой. На нас глядят сквозь века живые глаза исчезнувших людей, замершие лица расплываются в улыбках, которые оказались долговечнее человеческих тел. Движение и статичность, жизнь и смерть — смешиваются, оставляя неизгладимое впечатление.
Но стоит отметить, что динамика и статика всегда спорили между собой. Этот спор зародился задолго до промышленной революции, задолго до рождения Ньепса, задолго до появления на свет нас с вами. И либо столь противоречивые явления легко сочетаются, либо время, играя с нами, создает подобную иллюзию.
Пустыня. Дубаи. Ночь. Звездные трассы. https://wallhere.com/ru/wallpaper/1288747
Пустыня. Дубаи. Ночь. Звездные трассы. wallhere.com/ru/wallpaper/1288747


Эта удивительная иллюзия находит отражение в стихотворении Лоренцо Медичи — флорентийского мецената и государственного деятеля XV века. Хотя нас больше интересует его поэтический дар, нежели должность. Ведь ему удается скрыть статику под ликом динамики, показывая постоянно сменяющуюся картинку, которая при этом вечно движется по кругу. Создается впечатление, что поэт наряжает в праздничные одежды символы смерти — неподвижность и вечный покой.
 Howlingpixel.com
Фреска зала Психеи: греческие боги пируют. Howlingpixel.com
Выбирая действующих лиц и сюжеты для стихотворения, Лоренцо обращается к античной мифологии, что, на первый взгляд, кажется обычным явлением для эпохи Возрождения. Но, с другой стороны, благодаря этому создается особая атмосфера счастья, а также праздности и однообразия. В древнегреческих мифах описывается Олимп: его празднества, изобилие, нескончаемый пир богов. А не пир ли это во время чумы?
Если не воспринимать чуму буквально, помня о том, что после страшной эпидемии во Флоренции прошло уже более ста лет, можно взглянуть на нее как на метафору. Застой, бессмысленное существование — вот чума любого поколения. Вечный праздник олимпийских богов у Лоренцо отличается от привычного для нас образа античности из детских сборников Куна, тех самых, с яркими картинками, где описывались похождения греческих богов и героев. В знакомых нам образах отражается мировоззрение автора, а также отпечаток того времени.
www.photoforum.ru/photo/332338
Статика и динамика. Лев Прилуцкий. www.photoforum.ru/photo/332338

В эпоху кватроченто, особенно в период правления Лоренцо Медичи, Флоренция превратилась в город вечного праздника. Это была колыбель Возрождения, где чуть ли не каждый встречный мог оказаться великим скульптором, художником или поэтом. И в этом духе великого и вечного терялось движение жизни. «Песня льется бесконечно. Нравится — живи беспечно», — в эти строках Лоренцо показан застой, бесконечность описываемого праздника.
mikhailovsky.ru/media/photo/don_quixote
Фрагмент балета «Дон Кихот». mikhailovsky.ru/media/photo/don_quixote

В его стихотворении преобладает статичность, а динамика подменяется яркими декорациями, которые внимательный читатель легко заметит. Ими можно восхититься, в них можно найти свой рай и остаться в нем, ведь «в день грядущий веры нет». Судьба сама распорядится завтрашним днем. И глупо полагать, что человек может бороться со стихией, о которой ничего не знает.
Так что, говорите, человек обуздал время, сделав первую фотографию? Нет, скорее время вместе с судьбой решили поиграть с людьми, которые возомнили себя правителями этого мира. Так дети воображают себя героями, а взрослые снисходительно им потакают. Давайте же просто смотреть, как люди играют в свои взрослые детские игры.



Верстка: Степина Анастасия