Чудо не всегда сбывается по взмаху палочки волшебника. Фьяба Карло Гоцци «Король-Олень» доказывает, что истинные чудеса творят люди с искренними сердцами, не скрывающие душу под маской.
Истинное чудо в сказке-пьесе — это нечто большее, чем необыкновенное волшебство Дурандарте. Ни истуканы, распознающие лицемерие женщин, ни заклинания, переселяющие душу человека в чужое тело, не превзойдут настоящую силу, способную излечить или погубить — любовь.
Но бывают ли истинные чудеса обыкновенными? Да, потому что творить их могут простые люди. Действие такого чуда равняется силе величайшего волшебства. Нельзя не вспомнить пьесу Шварца, где любовь способствует превращению медведя-юноши и принцессы в простых влюбленных, живущих не по законам магии — то самое «Обыкновенное чудо». В «Короле-Олене» сила любви помогает Дерамо и Анджеле воссоединиться сквозь «внешние» магические преграды. Не зависит ли такое чудо от людей, которым не подвластна магия?
В пьесе-сказке Гоцци зависит. Кто же достоин творить обыкновенные чудеса? Чистосердечный король Дерамо, который любит искренне. Его действия основаны на честности и чести. Король признается возлюбленной в способе выбора жены и в знак искренней любви к Анджеле разбивает истукана. Эта статуя волшебная, что на первый взгляд кажется чудом. Но помогает ли она Дерамо распознать непритворность Анджелы? Нет, потому что он делает выбор собственным сердцем. Дерамо живет без масок и даже доказывает это министру, когда в знак дружбы открывает ему заветную тайну о заклинании Дурандарте. Но именно благодаря сердцу, которое искренне привязано к Анджеле, он творит настоящее чудо.
Вернемся к человеку, недостойному чудес – первому министру короля. Тарталья — лжец, сменяющий маски при каждом удобном случае из-за желания завладеть Анджелой. Но любовь человека в маске так же фальшива, как и он сам, и не способна ни существовать, ни обращаться в чудо. С первого действия Тарталья предстает в своем истинном обличии: эгоист, нуждающийся во власти и Анджеле. Раскрытие сущности в начале первого действия помогает читателю понять двуличие героя глубже в последующих явлениях. Тарталья надевает маску и превращается в льстеца, с одной стороны «уважающего» своего короля, а с другой — направляющего дуло ружья ему в спину. После принятия образа короля Тарталья получает пожизненное клеймо «актера в маске», которая впоследствии навсегда будет казаться фальшивой. Да, это волшебное превращение — чудо, но эгоистичное, совершенное путем предательства. У Тартальи темная душа, а сердце черствое. Значит, истинного чуда — любви — он точно недостоин.
То самое чудо сбывается в последнем действии. Любовь разрушает зло. Добрая и чистосердечная Анджела снимает маску с Тартальи, чье отношение к девушке фальшиво. Ведь Дерамо любит искренне, а Тарталья не знает великого значения «любви». Король, открывшийся Анджеле в облике старика, рушит ее представление об искусственной маске. Анджела же узнает «возвышенные чувства и дух его, ничем не укротимый», и влюбленные воссоединяются. Не чудо ли? А волшебства ни капли.
В пьесе Гоцци любовь побеждает невидимые чары, которые, как оказалось, может обнаружить лишь сердце искреннего человека. Так свершается и обыкновенное чудо, за которое боролись и добрые, и злые, а добиться смогли только достойные и душой чистые.