Мария Кудряшова
Всеросс vs EГЭ: взгляд по обе стороны баррикад
*осторожно верстальщик добавил много мемов...
март 2023
Серьёзная конкуренция при поступлении в вуз разбивает абитурентов на два враждующих лагеря: «тварей дрожащих» и «на приём без вступительных испытаний право имеющих». Интересно, что в Викисловаре слово «олимпиадник» даже указано как частичный антоним к «егэшнику». Это доказывает: масштабы войны таковы, что она нашла отражение и в языке.

Поступающие по ЕГЭ часто жалуются на то, что олимпиадники незаслуженно занимают бюджетные места, считают их «читерами» и обвиняют во всех смертных грехах. Всероссники, в свою очередь, нередко смотрят на егэшников сверху вниз, что лишь подливает масла в огонь. Крупные олимпиадные паблики ВКонтакте («Всероснутые», «Типичный олимпиадник») полны едких и ироничных комментариев, которые высмеивают представителей «низшей касты» абитурентов: «егэшника прорвало», «типичный егэшник», «бедные егэшники»... В самой семантике этого слова чувствуется какой-то уничижительный оттенок.
Кульминации это противостояние достигло в 2020 году. Из-за пандемии заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ) был отменён, и Министерство образования приняло решение раздать дипломы всем одиннадцатиклассникам, которые набрали проходной балл. Так, число обладающих суперспособностью «поступить куда угодно» в том учебном году возросло в два раза. Это, разумеется, вызвало волну недовольств, люди даже направляли петиции, но – безуспешно. Хоть олимпиадники и не виноваты в случившемся, если не рассматривать совсем фантастическую теорию о всемирном заговоре со всероссниками и коронавирусом в главных ролях, ситуация значительно подняла градус напряжения между сторонами.

Ежегодно ЕГЭ сдаёт 700-800 тыс. школьников, а дипломы заключительного этапа ВсОШ выдаются примерно 3 тыс. участникам. Несмотря на это соотношение, наличие поступающих без вступительных испытаний (далее – БВИ) сильно повышает проходной балл в топовых вузах. По статистике олимпиадники занимают в них 70% мест. На некоторых направлениях и вовсе отсутствует возможность поступления для «простых смертных». Так, в Высшей школе экономике есть специальности, где более 75% бюджетных мест стабильно занимают олимпиадники, например, «Прикладная математика и информатика». Однако руководство вуза нашло выход из этой ситуации: в таких критических случаях для поступающих по результатам ЕГЭ выделяют 25% от контрольных цифр приёма. Увы, далеко не все университеты готовы идти на такие уступки, поэтому проблема остаётся актуальной.
Многим кажется несправедливым, что олимпиадники имеют такое преимущество перед другими абитурентами. Кто-то искренне считает их сверхлюдьми, кто-то относится недоверчиво, кому-то проще махнуть рукой и не терпящим возражений тоном сказать «ой, да там у них всё куплено». Однако, чтобы судить об этом, нужно представлять, как длинен и тернист путь к заветному диплому.

Большинство всероссников начинает серьёзно заниматься предметом с 9 класса, когда появляется возможность выйти на заключительный этап. Кто-то изучает профильный предмет ещё со средней школы, если не раньше. Сколько же часов в день нужно ботать, что на олимпиадном сленге означает «готовиться», ради желаемого результата? По результатам опроса около 1,5 тыс. человек, в среднем – от 2 до 4 часов в день. Причём за несколько недель перед важными этапами это время увеличивается до 8-10 часов.
До всеросса по какому-либо предмету в каждой параллели добираются около 100 человек, которые преодолели школьный, муниципальный и региональный этапы отбора. Призёрами и победителями на заключительном становятся лишь 45%. С каждой новой ступенью сложность заданий и конкуренция растут.
К сожалению, имеют место случаи списывания и сливов заданий, но едва ли это влияет на количество людей с БВИ. Для честных олимпиадников только усложняется проход на следующий этап, так как сильно вырастает проходной балл. А на всероссе, списать который, наверное, невозможно, тайное становится явным. Те, кто оказался там не благодаря своим собственным стараниям и способностям, обычно набирают 10-20% от максимального балла, и их фамилии красуются на нижних строчках рейтинга.

К экзамену же школьники начинают серьёзно готовиться в 11 классе, наиболее целеустремлённые – в 10. Необходимый для изучения объём информации по 3-4 предметам распределяется на весь год, и самостоятельная подготовка помимо школьных занятий в среднем занимает 2-3 часа в день. Самые важные дни для сдающих ЕГЭ находятся в самом конце их пути – это дни сдачи экзаменов.

У олимпиадников же они распределены по всему учебному году – школьные этапы начинаются осенью, а заключительные завершаются весной. Поэтому их жизнь состоит из бесконечного стресса: напряжённой подготовки, волнения перед турами, ожидания результатов, проходного балла, побед и поражений. Всё это не может не отразиться на ментальном здоровье олимпиадника. Становится крайне сложно сохранить свою нервную систему в целости и сохранности и защитить её от злых несправедливых жюри, расплывчатых критериев и пугающих протоколов.
Как ученикам напоминают в начале экзамена, задания ЕГЭ основаны на школьной программе и сдать его по силам каждому, кто учился в школе. Многим он кажется шаблонным, этого мнения придерживаются и всероссники: «Я считаю, что если экзамен и шаблонный, то это необходимо и честно, так как даёт всем шанс на подготовку и сдачу. Думаю, олимпиадное мышление формируется совершенно по-другому, так что это абсолютно нормально». Действительно, олимпиады проверяют сформированность практических навыков, необходимых в будущей профессии, способность нестандартно мыслить, а для выполнения заданий требуются знания университетского уровня. Собственно, их создавали как раз для того, чтобы выявить талантливых детей с креативным мышлением и выдающимися способностями, которым типичные задания не позволяют проявить их в полной мере, которые не вписываются в рамки типичных экзаменов. Поэтому все льготы при поступлении для них полностью оправданны.

Нередко наблюдается феномен, когда призёр или победитель заключительного этапа пишет экзамен по своему профильному предмету на невысокий балл. Это зачастую становится главным аргументом для скептически настроенных людей, ратующих за то, чтобы все поступающие были в равных условиях. Но, как известно, равенство не значит справедливость. Казалось бы, всероссник должен быть специалистом в своей области и без труда справляться с егэшными задачами, которые, в отличие от олимпиадных, не требуют сверхъестественных открытий и озарений, а решаются по определённому алгоритму. Дело в том, что на многие из них необходимо именно «натаскивать». Даже кандидату наук без специальной подготовки было бы сложно попасть во все критерии и требования для оформления. Кроме того, университетская программа иногда парадоксальным образом противоречит школьной, что создаёт ещё большую путаницу. Поэтому нужно учитывать все эти факторы, прежде чем неосторожно обвинять олимпиадников в некомпетентности.
Даёт надежду то, что сейчас становится всё больше людей, не обесценивающих труд всероссников – те, кто лично знаком с такими людьми или сам когда-либо пробовал участвовать в олимпиадах. Так, на вопрос, нужно ли отменить БВИ, мы получили от одного из опрошенных такой ответ: «Нет, в таком случае, это как раз и будет неравными условиями. Заметьте, говорит человек, поступающий по ЕГЭ. Человек трудился, ботал предмет, стремился к высокому результату, работал над собой. А каждая работа должна вознаграждаться. Если ты честно выиграл олимпиаду – ты достоин бюджетного места, так как олимпиады сегодня – это огромный труд».

Существует множество стереотипов про всероссников, у большинства людей в голове сразу всплывает образ ботаника в очках с немытой головой и стопкой университетских учебников в руках. Но тот, кто хоть раз видел настоящего олимпиадника, ответит так: «Ни в коем случае не отношусь к ним предвзято! Наоборот, олимпиадники для меня - это страшные люди. В хорошем смысле, разумеется. Они могут всё. Олимпиадник - это про характер. Это человек с большой силой воли и амбициями».

Каждый путь поступления – и ВсОШ, и ЕГЭ – обладает своей спецификой, которая позволяет каждому школьнику проявить личные способности, знания и навыки и продолжить обучение в подходящем ему вузе.



Верстка: Диана Медведенко