«Когда получаешь именно то, что ожидал, расстраиваешься…»
Призёры Международной олимпиады по лингвистике о подготовке к соревнованию, своих впечатлениях и самой лингвистике


Беседовала Анастасия Талакина
Фото из личного архива Эльвиры Агеевой
октябрь 2021 года
Герои текста
Расскажите немного о себе, чем вы занимаетесь?
Меня зовут Эльвира Агеева, учусь в 11 классе. Я живу в Туле. Люблю этот город, он замечательный. Собственно, увлекаюсь лингвистикой, русским языком и языком в принципе. Помимо лингвистики играю на фортепиано, немного вяжу, люблю кино, японскую анимацию и историю искусства.
Эльвира
Меня зовут Артём Борисов, учусь также в 11 классе. Я из Москвы. Москва тоже хороший город. Я увлекаюсь лингвистикой, математикой и информатикой, люблю футбол.
А ещё недавно мы с другом записали песню ко дню рождения нашего учителя. Она была на 8 языках. Можете написать, что я будущий репер. Это будет смешно!
Артём
С чего начался ваш интерес к лингвистике?
  • Артём
    У меня в школе была учительница – Фаина Сергеевна Хуснетдинова. Она активно участвует в олимпиадной жизни, тренирует сборную Москвы по литературе, и, как никто другой, знает, что когда ты преподаешь предмет, то не стоит просто готовить к ЕГЭ или просто объяснять правила. Нужно как-то вводить полностью в курс дела. Она меня направила на сборную Москвы по русскому, а потом ещё скинула ссылку на «Традиционную олимпиаду по лингвистике».
    Сказала, что надо сходить. Это было в 7 классе.
  • Эльвира
    Я себя с детства определяла больше как гуманитарий, потому что у нас в семье пропагандируется, что точные науки - не совсем женская часть. Я любила язык, ходила на олимпиады по русскому, достаточно неплохо там выступала. Конкретно лингвистикой я заинтересовалась, когда одна учительница написала мне ВК. Она дала ссылку на паблик по олимпиадам. Там же я нашла ссылку на сообщество «Филолобайки дилетанта» и читала этот паблик. Вот это – базовая типологическая подготовка, которая у меня была (знания о том, какие бывают явления в языках мира и какие характерные особенности существуют в определенных регионах). Потом та же учительница сказала мне, что надо бы сходить на «Традиционную олимпиаду по лингвистике». Поэтому лингвистикой я увлекаюсь недавно, с 10 класса.
Хотите ли вы в будущем заниматься лингвистикой?
  • Эльвира
    Мне нравится лингвистика, я действительно хочу связать с этим свою жизнь, но пока не выбрала область научных интересов. Скорее всего, это будет связано с нейролингвистикой (наукой, изучающей мозговую организацию языка и механизмы речевой деятельности). Также я люблю преподавать, поэтому преподавание однозначно будет присутствовать в моей будущей жизни.
  • Артём
    Я пока что колеблюсь, но поступать больше хочу на математику. Можно уйти в компьютерную лингвистику, то есть исследовать язык при помощи компьютерных технологий.
    По поводу преподавания… Некоторым людям неимение лингвистического образования не мешает преподавать саму лингвистику. Возможно, и я буду кого-то учить, но пока не знаю.
Многие часто путают олимпиады по языкам и по лингвистике. Расскажите, в чём разница?
Эльвира
Лингвистика – это больше про математику, логику и анализ. Однако нас называют то олимпиадой по иностранным языкам, то олимпиадой по русскому...
Олимпиаду по лингвистике можно выиграть, не зная ни одного иностранного языка, как, например, это сделала я. Во время открытия олимпиады мне было очень тяжело без субтитров, я ничего не понимала, всё было на английском. Это было очень смешно.
Артём
Я бы не сказал, что лингвистика – это математика, потому что я вижу разницу…
Эльвира
Ну, это и больше, чем просто русский, согласись!
Артём
Просто тебе нужны немного другие знания. На олимпиадах по русскому тебе полезно знать какие-нибудь неочевидные слова, что-нибудь из истории и всё такое. На лингвистике тебе нужно знать какой-то минимум типологической информации.
Эльвира
В принципе, на лингвистике можно вообще ничего не знать.
Артём
Но всё-таки полезно что-то знать.
Эльвира
Полезно, но не обязательно.
Артём
Если ты готовишься к олимпиаде, то ты не можешь избежать того, что знаешь какой-то минимум.
Расскажите, как устроены задачи по лингвистике?
  • Артём
    Даётся какой-то языковой материал. Очень разный. Какое-то количество слов или предложений, возможно, с переводами, возможно, без переводов. Надо посмотреть на всё это, поделить на части, попробовать найти какие-то закономерности. На их основе сформулировать правила и по ним уже решить задачу.
Как формировалась сборная на Международную олимпиаду по лингвистике?
  • Эльвира
    По результатам «Традиционной олимпиады по лингвистике». В этом году первые 41 человек в рейтинге приглашались на первый тур отбора к «Межнару» (сокращённое название Международной олимпиады). Далее уже по результатам первого тура во второй выходили первые 29 человек в рейтинге. После второго тура отбирались 8 человек, из которых и формировалась сборная.
До Международной олимпиады участники едут на сборы по подготовке к соревнованию. Почему важно собираться всем вместе на подготовку до начала олимпиады?
  • Артём
    Во-первых, есть командная задача, которую надо тренироваться решать вместе. Во-вторых, лекции удобнее вести очно. И в-третьих, потусить. А ещё задачи лучше решать в аудитории, потому что дома я решаю примерно 0 задач.
Что стало для вас главными трудностями при подготовке к олимпиаде?
  • Эльвира
    Всё было круто. Конечно, задачи были трудными. Я не решала задачу на хакасские дроби, но наши сокомандники очень возмущались из-за неё.
Артём
Так она вроде простая...
Эльвира
Ну, Это Артём Борисов (смеются). А потом мы удивляемся, почему в «Цитириусе»столько фраз про легендарность Артёма Борисова.
Значит, никаких трудностей не было?
  • Эльвира
    Это было очень весело и продуктивно, было просто замечательно. Однако конкретно от себя могу сказать, что был психологический фактор… Когда я приехала на сборы и увидела столько крутых и умных людей, я подумала, что меня все загнобят, потому что они меня не знали. Думала, что если ещё и олимпиаду плохо напишу, то вообще будет крах. В итоге, у меня получилось вписаться в компанию. И всё стало хорошо.
  • Артём
    С задачами трудностей не было, но были «интересные» мысли. Особенно в день олимпиады. Вроде бы всё хорошо, вроде все задачи я решаю, но чем я лучше какого-нибудь участника из США? Что я такого делаю, чтобы написать «Межнар» лучше него? Он же может готовится в десять раз больше меня. Непонятно, что во мне такого особенного, потому что задачи решают все.
  • Эльвира
    Я особо не переживала из-за результатов, потому что все члены команды были потрясающими людьми, за них очень сильно хотелось болеть. Когда ты переживаешь за других, тебе хочется, чтобы они все выиграли. Такое чувство, будто ты всё равно не уйдешь проигравшим, потому что эти замечательные ребята обязательно что-то займут.
Расскажите, что такое вообще Международная олимпиада по лингвистике?
  • Артём
    В целом, это просто олимпиада, в которой участвуют люди из разных стран. На нашей олимпиаде было около 30 стран. И это даже не Россия, Казахстан и Беларусь, а Россия, Вьетнам и Колумбия. Из-за большого охвата стран задачи на «Межнаре» сложнее.
  • Эльвира
    «Межнар» состоит из двух туров: индивидуального и командного. На индивидуальном туре участнику необходимо самостоятельно решить пять задач, а на командном предлагается одна большая задача, которую решают соответственно всей командой.
Кстати, я должна сказать, что на индивидуальном туре были очень вкусные бутерброды, которые нам принесли из «Вкусвилла». Бутерброды «Цезарь». Вставьте это в интервью!
Что дает призёрство и победа на Международной олимпиаде?
Артём
Вообще, это зависит от стран. В России победа на Международной олимпиаде по лингвистике не даёт ничего формального, только радость, счастье и опыт новых знакомств. Однако есть «Межнары» по другим предметам, которые больше признаны нашей системой образования.
Эльвира
Есть много олимпиад. Какие-то из них признаны, какие-то нет. На соревнованиях, которые признаны, конкуренция намного выше.
Артём
Да. Вообще, лингвистика – это ещё молодая область.
Эльвира
А ещё лингвистики нет в школьной программе, и нет Всероссийской олимпиады по лингвистике. Поэтому люди пока только начинают развиваться в этой области.
Как совершить переход со ступени обычных олимпиад на ступень «Межнара»?
  • Эльвира
    Нужно поставить себе цель и получать от процесса удовольствие. Не нужно выматываться на миллиард процентов. Ты должен сам прийти к «Межнару».Кстати, в лингвистике может случиться так, что ты будешь потрясающе решать задачи, но конкретно на этом отборе попадётся комплект задач, которые в принципе не для тебя. Этот фактор тоже стоит учитывать.
    Лично для меня нет никакого перехода. Просто решайте задачи, это весело.
  • Артём
    У меня был момент в 7 классе, когда я без особых проблем написал «Традиционную олимпиаду по лингвистике» на первую степень. Потом пришёл на первый тур отбора в сборную и не понял, что делать. Не решил вообще ничего. Не знаю, что со мной произошло за год… Я даже не особо интенсивно в этот период решал задачи, но через год так же пришёл на отбор. И всё было решаемо. Может, поумнел просто со временем, не знаю. У меня эта ступень перехода как-то сама по себе произошла.
В этом году олимпиада проходила в дистанционном формате. Огорчены ли вы этим? Хотели бы вы увидеть страну-организатора, Латвию?
  • Артём
    Да, очень огорчен. Я два года назад сильно завидовал тем людям, которые летели в Южную Корею. Летать куда-нибудь – это классно. Наверное, я всегда представлял себе «Межнар» как что-то с атмосферой чужого и неизвестного. А в итоге просто съездил написал сложную олимпиаду в Подмосковье. Не пообщался вообще с теми, с кем мог бы пообщаться только на «Межнаре».
  • Эльвира
    Я, в принципе, согласна с Артёмом, но, если честно, особо не думала об этом, потому что всё это было в первый раз и очень неожиданно. Хотя, конечно, хотелось бы посетить Латвию и действительно проникнуться этой атмосферой чужого, но я просто рада, что была на «Межнаре».
По правилам олимпиады в каждой команде должно быть 4 человека. Так как сборная состоит из 8 участников, вас поделили на две команды - «Белку» и «Стрелку». Расскажите, как проходило деление?
  • Эльвира
    Как нам рассказали тренеры, деление проходило по принципу «равное количество мальчиков и девочек в каждой команде». У нас было четыре девочки и четыре мальчика, по два в группе. Также должно быть равное количество москвичей в каждой команде. А ещё имена девочек рифмовались. Так получилось в этот раз.
Как вы узнали о своих результатах на олимпиаде и что ощутили в этот момент?
  • Артём
    Была трансляция закрытия. Начали зачитывать призёров с бронзы. Я услышал своё имя, когда зачитывали серебряных медалистов. На самом деле, как-то даже грустно, я думал, что чуть попозже буду. Без шуток. Хотя что-то примерно такое я ожидал…
Всегда, когда получаешь именно то, что ожидал, расстраиваешься, потому что весело — это когда ты получил что-то большее. Однако, безусловно, я радовался, что моё имя прозвучало.
  • Эльвира
    После того, как мы с командой всё обсудили, я перестала думать, что у меня «минус ноль» по результатам, потому что мы все примерно одинаково написали. Так и есть: мы всегда шли рядом друг с другом в рейтинге. Я сидела и думала: «Наверное, у меня будет бронза, хочу бронзу». Однако бронза закончилась, и меня не назвали. И я подумала: «А вдруг… вдруг повезёт». Я всех поздравляла и обнимала, поэтому не заметила, как серебряные призёры тоже закончились.
Я ушла грустная сидеть в углу. И тут первым же золотом объявляют меня! Я была в шоке! Было неожиданно.
Какое воспоминание с олимпиады стало самым ярким для вас?
Артём
Открытие и закрытие! А ещё мне понравилось играть в «Эрудит-Квартет». Это такая интеллектуальная игра.
Эльвира
Да какое открытие и закрытие? Ничего не понятно – субтитров нет! Ладно, это шутка… Что-то я всё-таки понимала. На самом деле, все воспоминания очень яркие. Выделить одно не получается. Всё было круто!
Фото из личного архива Эльвиры Агеевой
Вы бывали в разных образовательных центрах. А как вам здесь, в «Сириусе»?
  • Эльвира
    Мне всё нравится, но на многое не хватает времени. Возможно, это из-за каких-то обязательных собраний, которые мне не очень интересны. А ещё из-за антиковидных мер многие интересные мероприятия и выходы к морю отменены. Это обидно. А так, в самом «Сириусе» всё прекрасно, и люди здесь чудесные! Вообще, сама обстановка здесь очень классная — она не обязывает, но тебе в ней приятно учиться.
  • Артём
    Всё нравится! У меня классные кураторы. Однако тоже есть нехватка времени… Есть обязательные непрофильные мероприятия в самом «Сириусе», дома и в школе куча заданий, так ещё и с людьми нужно успевать здесь общаться!
Что вы можете порекомендовать ребятам, которые только начинают свой олимпиадный путь?
Эльвира
Наслаждаться процессом. Важно получать удовольствие от дела.
Артём
Рекомендую пахать!
Эльвира
Пахать, наслаждаясь процессом, согласись.
Артём
Возможно, моей ошибкой было то, что я не работал сам, помимо выездов и сборов. Поэтому да, нужно пахать!

Вёрстка: Адис Боросгоева