татьяна сизова
Манифест безумия
август 2022 года
«Вы обращаетесь к природе с вашими теориями,
природа же всё опрокидывает»

Огюст Ренуар

У всего должна быть цель, чёткая и определённая. Цель искусства — служить прекрасному, воспевать лучшее, что только может существовать — природу, красоту и веру. Всему остальному на холсте не место — вон!

А чтобы в полной мере передать всё величие прекрасного, нужно добиться идеальной точности. Человечество развивалось тысячелетиями, и от схематичных рисунков на стенах пещер пришло к идеальным фрескам и скульптурам богов, пейзажам и портретам, обладающим удивительной фотографической точностью — вот он, достигнутый баланс.
Но так же, как вирус губит лепестки прекрасной розы, люди начали уничтожать всю прелесть искусства. Опьянённые вседозволенностью, художники вышли за пределы нормального и правильного. Вместо того, чтобы копировать и без того идеальные предметы, они стали искажать их в причудливых формах, придумывать что-то своё, инородное и неправильное.

Люди, которых кто-то осмеливается назвать художниками, на самом деле душевнобольные. Это всеобщее безумие, преследующее общество столетиями. Самое страшное, что если раньше такое искусство порицалось — это была болезнь, то сейчас мы живём в эпоху ужасной эпидемии. Картины успешно продаются и вызывают восхищение не только у простых людей, но и у искусствоведов.
Например, всеми восхваляемый Ван Гог. Человек, который не сумел даже закончить обучение, не выдержав долгий и сложный творческий путь.

Самые известные его произведения были написаны в психиатрической больнице. Современники трезво оценивали талант Ван Гога — одна проданная картина за всю жизнь. Что же случилось сейчас, почему безумец стал вашим идолом? Безумец, поедавший краски, отрезавший себе мочку уха в припадке гнева во время ссоры с таким же сумасшедшим художником. К этому пришло современное общество.
Оно стало восхищаться кошмарами, запечатлёнными на холсте. Неужели в этих монстрах с картин Франсиско Гойя кто-то находит хоть толику смысла? Как вообще смысл может существовать без красоты? Они совершенно неразлучны, ведь красота и есть смысл.

Но и этого мало. Когда собственные ужасные идеи закончились, когда даже извращённое воображение иссякло, люди начали осквернять самое прекрасное, что существует на планете. Что Пикассо сделал с высшим дарованием человека — телом? Нежные изгибы он превратил в острые углы, изящные пропорции — в несуразную пирамиду геометрических фигур. Как будто картины нарисованы нетвёрдой рукой маленького ребёнка.
И после всех этих гадких издевательств над искусством настала его позорная смерть, смерть от своего же детища. «Художники» и погубили искусство. Во главе с косматым мерзавцем Энди Уорхолом они создали невообразимое количество одинаковых отштампованных рисунков совершенно обыденных предметов. Какое насмехательство над искусством, от него не оставили ничего, просто растоптали. Вместо возвышенных тем — консервные банки, вместо таланта художника — использование шаблонов и тиражирование картин. И всё это исключительно для того, чтобы лучше и легче продавать свои работы. Шелест купюр — вот что заменило нам искусство.
Но нет, мы не будем винить этих художников, они лишь жертва обстоятельств, несчастные больные. Конечно, именно болезнь оказывала на них наибольшее влияние. Нет никакой идеи, скрытого смысла — лишь помутнённый рассудок, и этому множество доказательств. История Гойи тому лишь подтверждение. Свой творческий путь он начал, как ни странно, с шедевров. «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии» — мифологический сюжет, утончённые ангелы, развивающаяся на ветру лёгкая ткань — всё так, как будто это происходило на самом деле. Или «Зонтик» — молодая и счастливая пара, озаряемая лучами заходящего солнца. Но необъяснимая болезнь прервала творческий путь художника. Её последствия были страшны: глухота, частичная потеря зрения, нарушение координации. И вот героями гравюр становятся уродливые демоны, на картинах всё меньше людей и всё больше монстров. Разве так писал бы Гойя, если бы не болезнь, внезапно разрушившая его жизнь? Конечно, нет. Так почему же мы принимаем его картины за искусство?
Мне точно не следовало бы выбирать безумие
Страшно не то, что такие художники существуют — это всего лишь одно из проявлений сумасшествия, возможно, оно даже помогает пережить душевную боль. «Мне точно не следовало бы выбирать безумие, если бы был выбор, но раз такое завладело тобой, ты уже не можешь от него избавиться», — писал Ван Гог. Он признавал своё безумие, и искусство лишь помогало с ним справиться, но не несло никакой ценности. Страшно, насколько много людей восторгаются этими работами. Тысячи искусствоведов и учёных пытаются что-то найти в картинах. Зачем? Ведь там, где нет реальности, не может быть ни красоты, ни смысла. Вымысел всегда уродлив, как бездарная карикатура на действительность.
Но не всё ещё потеряно, настоящие художники были, есть и будут, если человечество вовремя одумается.
Академизм — вот он пик совершенства.
Следование традициям и канонам, сопровождаемое безупречной техникой. Академисты смогли добиться гармонии, идеальная картина без вмешательства личности художника. И только эта красота способна открывать истины.
Генрих Семирадский — как прекрасны его работы! Идеальный союз природы и человеческой красоты. Девушки в белоснежных одеяниях в тени деревьев — самый распространённый сюжет его шедевров. Всё на картине так, как выглядело бы и в реальности.
У нашего поколения важная цель — решить судьбу искусства. Вы продаёте его за тридцать сребреников! Так что одумайтесь, пока не поздно. Что мы оставим потомкам: краски, хаотично разбрызганные по холсту, или граффити, нарисованное баллончиком по шаблону? Давайте же сохраним и преувеличим наследие академистов, а всё уродливое и лживое поскорее забудем. Скорее, скорее одумайтесь, вспомните о истинных целях картин, вспомните о предназначении художников.
Ведь истинный художник схож с пилотом. Цель пилота — перевезти людей из одной конкретной точки в другую. Цель художника же — сопроводить вашу душу из обыденного мира к возвышенному, для этого нужно обладать талантом и особыми умениями, но двигаться точно по схеме. Если пилот изменит траекторию или высоту, решит сделать опасный вираж, то весь экипаж может погибнуть. А теперь представьте, что за штурвал сядет безумец — согласитесь ли вы лететь, продолжите ли дальше оправдывать его неумение и глупость высшими целями? Так и душа ваша должна идти по правильной, протоптанной тропе.
Когда художник переносит что-то прекрасное на картину, его душа очищается. И даже взгляд на получившийся шедевр может повлиять на человека. Вот она истинная цель искусства! А фотография больше напоминает бутафорскую копию прекрасного цветка. Да, на первый взгляд, его нельзя отличить от настоящего, но он мёртв, мёртв и бесполезен. Как живые растения очищают воздух, так и картины — душу смотрящего. Поэтому фотографии никогда не заменят картин. Копия механическая никогда не сравнится с копией осознанной.
Поверьте, в природе и человеческой красоте скрыто так много, что придумывать самим ничего не надо. Нужно работать, трудиться из года в год, чтобы добиться совершенства техники и копировать. Только тогда вы постигнете тайну искусства. Копируйте себя, других, природу. Копируйте всё прекрасное и возвышенное.
Копируйте и в копиях найдёте истину!

Вёрстка: Анастасия Волкова