Елизавета Хоретоненко
«И в этом - воля, не ведающая смерти.
Кто постигнет тайны воли во всей мощи ее?»

Джозеф Гленвилл
Чудо — это проявление личности и её воли вопреки всем ограничениям. Это всегда свобода, ведь не бывает чудес в тесных рамках, поэтому чудеса способен творить лишь свободный человек. Но что есть свобода?

Валентина Малявина в образе Анджелы в фильме «Король-олень»
Она никак не связана со властью. Взять Анджелу: она боится быть «презренной тем, кто ей всего дороже», ей угрожает недовольство Тартальи, но она всё же идёт навстречу верной смерти. Переступая через страх, она избавляет остальных девушек Серендиппа от подобных страданий. И меняет она не только внешний, но и внутренний мир — мир короля Дерамо. Тот, прежде действовавший лишь «по совету министра, осторожного Тартальи», впервые принимает решение сам и разбивает болвана, чтоб «уничтожить ревность, подозренье, ... и поводы к великим преступленьям». Таким образом, отказавшись от себя, Анджела меняет жизнь к лучшему вопреки всему. Это ли не чудо?
Сотворили ли чудо те, у кого было на то больше возможностей? Совершил ли его король Дерамо? Нет, потому что он был не королём, а «рабом»: сначала он был зависим от совета Тартальи и, даже разбив статую, олицетворявшую власть министра (в фильме «Король-олень» режиссёра Павла Арсенова это было особенно хорошо показано: там болван был с Тартальей на одно лицо, и будто бы именно Тарталья подсказывал Дерамо, жениться или нет), король продолжил поддаваться на манипуляции:

Юрий Яковлев в образе короля Дерамо в фильме «Король-олень»
Я вас обидел! Чем? Скорей скажите
Скажите мне, Тарталья дорогой!
Осознав, что министр — предатель, Дерамо остался узником. На этот раз — чужого тела. Ему пришлось препоручить свою жизнь Анджеле, которая, опять же, всеми силами боролась за свободу, несмотря на жестокость Тартальи. В конце концов именно она разглядела великую душу в неприглядном теле и вновь освободила супруга. Это ли не чудо?

Сергей Юрский в образе Тартальи в фильме «Король-олень»
Что касается Тартальи, он находился в узах, стократ более крепких, чем у Дерамо: ведь министр был рабом самого себя («зависть, честолюбие, любовь, ревность — язвы, которые грызут меня»), а в таком случае освободиться труднее. Да и помыслы его темны («моей мести, одной из самых ужасных»), а чудо — явление светлое.
А второстепенные герои ещё более несвободны. Они во власти масок и ведут себя по законам комедии дель арте: слуги лишь спорят, заигрывают со служанками и хитрят, а в конфликте не участвуют. Даже Клариче, искренне любящая Леандро, идеально подходит под маску влюблённой: она, в отличие от Анджелы, не может противостоять року. Она лжёт из страха, а это значит, что и она закрепощена.
Комедия дель а́рте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски
Казалось бы, именно магия делает фьябу фьябой и творит чудеса. На самом деле, она вместо того, чтобы нести добро людям, стала порабощать их. Болван не давал Дерамо думать своей головой и чувствовать своим сердцем. Заклинание заперло короля в чужом теле и помогло Тарталье на время одержать верх. Магия исполняла здесь роль рока как непреодолимой силы (как во всех трагедиях), которую, тем не менее, преодолело «обыкновенное чудо» человеческой любви и свободы. Вот и разгадка:
Фьяба — жанр итальянского театра и драматургии, созданный Карло Гоцци и полемически направленный против бытовой комедии Карло Гольдони и Пьетро Кьяри.
На чудо способен лишь тот, кто «постиг тайны воли во всей мощи её»
и освободился от всех оков.
Вёрстка: Полина Драганова