В поэме «Медный всадник» главному герою, Евгению, чудится, что «за ним несется Всадник Медный / На звонко-скачущем коне». Напрашивается вполне разумное объяснение: Евгений сошел с ума. Нет ничего удивительного в том, что «бедному безумцу» после гибели любимой девушки привиделся скачущий за ним по пятам кумир на бронзовом коне. Но есть мистичность в фигуре пушкинского Петра I: ходит множество легенд об этом памятнике, и одна из них легла в основу поэмы. С этой точки зрения всадник представляется нам неупокоенным духом Петра — значит, и характер мистицизма в «Медном всаднике» связан с загробным миром. Скачущий по Петербургу всадник — призрак императора.
Иначе обстоит дело с «Пиковой дамой», но, как и в «Медном всаднике», происходящее можно объяснить и с разумной, и с иррациональной точки зрения. С одной стороны, Германн вполне последовательно сводит себя с ума в погоне за таинственными тремя картами. С другой же стороны, не поддаются объяснению пророческие символы: Германн, не зная, где проживает графиня, случайно набрел на ее дом; три карты, подсказанные призраком графини, действительно оказываются верными.