Иногда роль пейзажного в произведении настолько велика, что некоторые явления природы могут коренным образом изменять сюжет, влияя на чувства героев. Например, в повести И. С. Тургенева «Вешние воды» переломным является момент грозы, когда в внезапно налетевший вихрь способствует невольному сближению героев. Рассказчик признается, что «под ударом того летнего, мгновенного вихря он почти так же мгновенно почувствовал — не то, что Джемма красавица, не то, что она ему нравилась — это он знал и прежде...а то, что он едва ли... не полюбил ее! Мгновенно, как тот вихрь, налетела на него любовь». В данной ситуации порыв стихии является одним из ключевых моментов всего произведения.
Но можно ли сказать, что эта действующая в природе человечность существует и представляет собой реальный фактор? Сама по себе природа не имеет человеческих черт. Её эмоциональность, символичность, эстетичность — всё это существует только в сознании созерцающего человека. Если мы вновь обратимся к рассказу «Челкаш», то увидим, насколько по-разному одна и та же картина влияет на людей чуждого друг другу склада. Для Гаврилы главным чувством по отношению к морю является страх. А для старого вора оно — источник красоты, выражение свободы: «его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. И ему было обидно слышать такой ответ на вопрос о красоте того, что он любил.<…> На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны». Каждый из героев смотрит на картину с позиции собственного опыта, сиюминутных эмоций. То человеческое, что видится ему в природе, — это лишь абсолютное выражение его собственного внутреннего мира.