Станислав Фёдоров

Без названия
2017 год
Каждый, проходя по коридорам «Сириуса», видел картины, написанные его воспитанниками. Одни не обращают на них внимания и просто проходят мимо, другие иногда останавливаются, рассматривают их. Третьи часами стоят перед этими полотнами, изучая каждую деталь. Бывает, засмотришься на картину а уже и спать пора; казалось бы, только завтрак подходил.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀Великая сила — искусство!
Так моё внимание привлек один пейзаж. Названия у него нет. Табличка с подписью гласит, что создала его с помощью акварели ещё в 2015 году Александра Куцан.
⠀⠀Беспокойное мутное море, на горизонте сливающееся с тёмным небом, – вот что на ней изображено. Пена волн, не то разбивающихся о берег, не то обрушающихся в бездну с водопадом, как будто расстилается по пространству и зависает в нём. Одновременные динамичность, стройность и завершённость композиции. В одно и то же время этот пейзаж бури до крайности агрессивен и спокоен благодаря статичности и холодным тонам. Нельзя не задуматься о величии природы, стихии, а также о том, насколько всё-таки талантлив автор.
⠀⠀Но если подойти к картине вплотную, краски расплываются и соединяются в единое целое. Нет больше никаких чётких границ – перед нами большое пятно, с расстояния в пару шагов кажущееся буйным морем. Возникает ощущение, как будто эта картина крик. Безумный и бессвязный. Шум воды сменяется на вой. Начинает казаться, что художник на что-то намекал своему зрителю… Но так и не смог сказать. Отсутствие у произведения названия выходит более оправданным.

⠀⠀Становится понятно, что на самом деле здесь изображено: беспорядок. Внутренний беспорядок, с эмоциями выплеснутый на бумагу. А может быть, страх перед внешним хаосом, перед непрерывными изменениями окружающего мира, перед беспорядком в других людях…
⠀⠀Когда я в очередной раз смотрел на эти разрозненные краски, мне вдруг стала заметна одна очень важная деталь, которой я прежде не замечал. Нельзя сказать, что она полностью перевернула моё понимание этой работы, но она сделала в него значительнейший вклад. Оказывается, эта картина обо мне.
⠀⠀Не просто так, не зря все полотна в галереях «Сириуса» находятся в застеклённых рамах!.. Для каждого человека одно и то же произведение искусства значит что-то своё — это и делает искусство искусством. Для меня безымянный пейзаж Александры стал картиной о внутренней борьбе и неопределённости — о моей внутренней борьбе и неопределённости. И понял я это, когда увидел в буйстве волн своё отражение.
Верстка: Анна Дидык
Фотографии: Роман Башкиров