«Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — произведение, многие черты которого можно назвать постмодернистскими. Посудите сами: интертекстуальность; эклектичность; игра с моральными границами (полагаю, для примера хватит Носа, который, очистив душу молитвой, не гнушается тут же загрязнить тело, если только в его случае можно говорить о теле), их деконструкция; наконец, игра с фигурой автора и формами его вовлечённости в произведение: Гоголь в мультфильме мелькает постоянно, но вдохновлён он не биографическим Гоголем, а, скорее, мифом о нём — мистике, фигуре загадочной, во многом инфернальной. Всё это есть в мультфильме.
По своей структуре он напоминает луковицу: грань между явью и сном, миром серьёзным и «понарошку» постоянно натягивается, готовая порваться. В центре действия оперная постановка, что порождает ряд ассоциаций: Ковалёв, как Призрак Оперы, закрывает лицо, превратившееся в подобие «Крика» Мунка, что, в свою очередь, отсылает к одноимённой серии фильмов. Так работает интертекст в «Носе»: элитарная, «высокая» культура смешивается с массовой. Итак, оперная постановка происходит на сцене, границы которой оказываются для героев легко преодолимы: работники сцены принимают непосредственное участие, опуская и поднимая актёров на канатах. На сцене висит экран, и происходящее в нём является отдельной реальностью. Зрительный зал чисто гоголевский, кажется, нет лучшего адресата для отчаянного «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!», при этом не стоит забывать, что и мы являемся зрителями. На этом цепочка не заканчивается: в какой-то момент перед нами предстают кадры, на которых люди рисуют мультфильм, а зрители показываются без обработки, как вырезанные кусочки бумаги. Финальной рамкой является собственно экран, на котором идёт фильм. Эта сложная конструкция как бы вовлекает нас самих в действие, увидев её, мы уже не сомневаемся в своей причастности к происходящему.
Несмотря на столь сложную организацию, «Нос» поддаётся законам жанра, отсюда его современный юмор и зрелищность, интрига. Как он создаёт напряжение, передаёт почти детективное нагнетание саспенса, которое происходит в гоголевском тексте? Это достигается резкой сменой кадров (как в сцене сна Ковалёва, где кадры с образом девушки-видения сменяются сном о цирюльнике) и переходом с общего плана на крупный (как в сцене, где Ковалёв впервые видит телохранителей Носа и камера приближается к лицу одного из них).
Эмоциональное напряжение создаётся и возрастающей динамикой. Рассмотрим, например, сцену, в которой Ковалёв оказывается на улице без носа. Сцена организована по принципу карнавальной культуры, описанной Бахтиным (впрочем, основное фантастическое допущение оригинального текста тоже основано на нём: хозяин и зависимая часть меняются местами, как король и шут в средневековой традиции карнавала): происходящее одновременно серьёзно и шуточно, смешно и страшно, но есть допущение: гоголевская стихия чистого смеха, в котором заключена сама жизнь, здесь приобретает оттенок потусторонности, абсурд вводит в повествование эсхатологические мотивы. Напряжение возрастает параллельно тому, как преображается толпа, в которой находится Ковалёв, вместе с этим изменяется и назначение абсурда: от изображения социальных процессов в России XIX века (уровень смыслов, который традиционно считывается) через раскрытие карнавальности (похоронная процессия, господа с шутовскими улыбками), осмысление культурной катастрофы и значения человека перед лицом истории (красноармейцы в противогазах, шуты и медведь с балалайкой) к экзистенциальному переживанию (кругом пламя: мир — это ад, существование в нём приносит невыносимое страдание). Кадры сменяются быстро, камера редко задерживается на чём-то одном, движение идёт слева направо, что, по законам живописи, ускоряет его. Намеренно выделены носы всех цветов и размеров: от петербургских до слоновьего хобота и противогазов. Когда в Казанском соборе камера крупным планом останавливается на треугольной надписи «Бог», мы невольно даже её форму соотносим с фигурой молящегося Носа, как будто весь мир пронизан этим образом.
Разные исторические эпохи в фильме как бы отражают друг друга, например, Нос, в оригинале бывший статским советником, здесь становится высокопоставленным современным чиновником. Чрезвычайно важны портретные детали, например, в сцене в соборе в какой-то момент в очках Носа отражается пламя свечей, которое можно сопоставить с пламенем пожара снаружи, что подчёркивает инфернальность, потусторонность героя. Мелкими штрихами создаётся художественный мир: бледное лицо Ковалёва, его жилет, расписанный, как павлиний хвост, телохранители, которые одинаково крестятся и т. д.
Всё вышеперечисленное как бы снимает ограничения реализма с гоголевского абсурда и гротеска, отчего реалии в их сочетании становятся гораздо более пугающими, чем главное фантастическое допущение, которое есть и в оригинале.