Кроме того, я думаю, что популярность исторической темы во многом обоснована сложностью, а иногда и невозможностью говорить о настоящем, особенно в прозе. Помимо изменения образа жизни людей, произошли серьёзнейшие изменения в языке. Ясно, что говоря о современности, нельзя обойтись без сленга. Пока автор пишет книгу, этот сленг современен, а когда книга выходит, читатели смеются над устаревшими словечками. Социальные сети стали настолько значимой частью жизни людей, что признание в любви можно напечатать в фейсбуке, но произведения, созданные в формате переписки, вызывают скорее недоумение. Авторы будто пытаются произвести искусственную «реконструкцию современности»: используют приёмы, лежащие на поверхности, но у них не получается углубиться в суть эпохи, увидеть её цельно. И причина тут в сформировавшемся не до конца языке нашей эпохи. Писатель как будто не может говорить с нами о современности так, чтобы мы поверили ему.
В историческом романе всё происходит иначе: автор, имея перед собой более или менее ясную картину политических, культурных, бытовых особенностей жизни людей определённого периода истории, может сложить одни её элементы, другие — отбросить, третьи — преобразовать, но пространство книги при этом не утратит своей цельности в глазах читателя. Получается, что работать с историческими темами в некотором смысле проще.
Возросшая популярность исторических романов может быть связана некоторой «многомерностью» сознания современных читателей. В одном из интервью Евгений Водолазкин говорит: «Люди задают вопросы, которые в девяностые годы были немыслимы, и понятно почему: во время катаклизмов ощущение времени человеком становится плоским. Его интересует только настоящее время». Сейчас, когда катаклизмы, о которых говорит Водолазкин, позади, читатель, как я думаю, готов к «погружению» в историю, готов к осмыслению разных её периодов. Он может воспринимать прошлое эмоционально, может сопереживать людям, жившим задолго до него, потому что эпоха, в которую мы живём, позволяет нам не замыкаться на ней, осмыслять не только современность.