Рецензия
Одинокий, но счастливый
Ангелина Ходосок
Пиранези: роман / Сюзанна Кларк; пер. с англ. Е. Доброхотовой-Майковой. — СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. — 352 с. (The Big Book)
Искать Тайное Знание, исследовать южные, западные, северные
и восточные залы загадочного Дома. Залы, сплетающиеся в целую вселенную,
в пространстве которой птицы вихрем кружатся рядом
с исполинскими статуями и оставляют секретные послания, а Волны Приливов предупреждают о Великом Потопе. Здесь крылья альбатросов тёмные и на каждом как будто белая звезда. Всё это про книгу Сюзанны Кларк «Пиранези». Её роман — путешествие
по безграничному океану человеческого сознания, дорога в мир неисчерпаемого воображения, огромная арка, что впускает в бескрайний лабиринт, не заблудиться
в котором поможет собственное воображение и умение находить взаимосвязи.
«Пиранези» — это второй роман Сюзанны Кларк, первым был «Джонатан Стрендж и Мистер Норрелл». Последние 15 лет до выхода второй книги Кларк страдала от изматывающей болезни. Постоянным симптомом была ошеломляющая усталость. Вскоре Сюзанна не могла встать с кровати, так как после длительного заболевания переживала глубокую депрессию.

Память о днях заточения в собственном лабиринте мыслей повлияла на образы, которые Кларк сумела раскрыть для читателей в своей книге. Она создала Дом, в котором нашла тишину и покой. Смогла покинуть реальность и увести вместе с собой читателя, который до конца книги блуждает по пустым залам Дома, пытаясь разгадать все его тайны. Дом разделён на три яруса: первый — верхние этажи, где Облака борются с клубящимся Туманом, а Птицы тревожат небесную гладь, пролетая под самым куполом; второй — средние этажи. В этих залах и живет Пиранези — главный герой книги. Он делает записи и наблюдает, исследует многочисленные залы, каждый из которых хранит историю, запечатленную в Статуях: древнегреческие сюжеты, герои мифов, сцены сражений. Пиранези чтит традиции и ценит помощь Дома, в котором несколько раз в неделю Приливы затопляют на время третий ярус, и нижние этажи, объятые Океаном, наполняются рыбами.


Имя героя отсылает нас к итальянскому художнику-графику и архитектору Джованни Баттиста Пиранези. Писательница была очарована придуманными Пиранези «воображаемыми тюрьмами», бесконечными и огромными лестницами, уходящими во мрак. Что-то подобное, опираясь лишь на сохранённые в памяти образы гравюр художника, изобразила Кларк в своей книге.

Пребывание в Доме для Пиранези не имеет начала и конца. Жизнь однообразна, причём сам он этого не чувствует. Герой любит это магическое место и не задумывается над тем, как попал в него. Он стремится к вечному познанию, оно является для него ориентиром и целью. Для него чужды корысть, жадность, злоба. Пиранези смекалист и любопытен. Он считает себя учёным, который должен исследовать прекрасный Дом, что в его восприятии является Миром:
Я намерен исследовать Мир, сколько успею до конца жизни. Для этого я путешествовал до девятьсот шестидесятого зала к западу, до Восемьсот девяностого к северу и до Семьсот шестьдесят восьмого к югу. Я поднимался к Верхним Залам, где Облака проплывают медленной чередой и в Туманах внезапно проступают статуи. Я исследовал Затопленные залы, где Темная Вода затянута белыми кувшинками. Я побывал в разрушенных залах на востоке, где Полы, Потолки - порой даже Стены - обвалились и мглу пронзают столбы серого Света.
Однако Пиранези не ищет Тайное Знание в отличие от обитателя Дома по имени Другой (именно он называет героя Пиранези, хотя на самом деле это не его настоящее имя), который убеждён, что, когда он его найдёт, оно даст ему огромную силу. Но при этом Другой точно не знает в чем это Знание заключается.
Книга напоминает ...
лабиринт, по которому, кажется, можно вечно блуждать, но так и не найти ответа на многие вопросы. Из интервью Сюзанны Кларк известно, что в студенческие годы будущая писательница посещала вечерние лекции, на которых рассматривала произведения Х. Л. Борхеса, и «Дом Астерия» полюбился ей больше всего. В центре рассказа-притчи Минотавр, чудовище с телом человека и головой быка, который живёт в бескрайнем доме без дверей и окон в полном одиночестве. Можно предположить, что в этом ёмком рассказе Борхес в аллегорической форме рассказывает свою биографию. Творчество автора многим было непонятно, поэтому важной деталью притчи является глубокое чувство духовного одиночества, однако в нём Минотавр-Борхес находит своё утешение, созерцает и принимает «тишину» вокруг себя. Иначе интерпретируя миф о Тесее и Минотавре, Борхес показывает нам мир глазами чудовища, заточённого в лабиринте. Можно заметить схожесть идей, которые хотели передать в метафорической форме оба автора: одиночество, нескончаемый поток рефлексии, изоляция от общества путём погружения в иную реальность; но и душевное равновесие, покой и счастье в поисках вечного познания. В своих небольших рассказах Борхес мастерски переплетает вымышленное с реальным, магическое с историческим. Он придумывает несуществующих людей и созданий, которые блуждают во снах, пребывают в забвении, вспоминают прошлое и утопают в этих воспоминаниях. Такие же фантазии посещают героев книги Сюзанны Кларк, которая сама путешествует по океану детства, пока пишет книгу.
В это время она предаётся воспоминаниям о чтении «Племянника Чародея» — первой части цикла «Хроники Нарнии» британского писателя К. С. Льюиса. Кларк уверена, что «где-нибудь когда-нибудь перед нами откроется платяной шкаф». Она показывает читателям другую сторону реального мира, в котором душа способна путешествовать, а сознание может наблюдать за движением вне времени: воспринимать и прошлое, и настоящее, и будущее одномоментно. Этот мир настолько обширный и неизведанный, что легко заблудиться не только в залах с бесчисленными Статуями, но и в собственных рассуждениях. Идея одиночества реализована в книге через медитативный уход в себя и отречение от всего действительного и навязанного.

ъ
Что есть на самом деле необъятный Дом, который Пиранези считает точкой отсчёта? Кто такой шестнадцатое лицо и для чего Пиранези так хочет найти его среди нескончаемых залов с огромными статуями, проступающими, словно ночной призрак, сквозь туманное полотно?
По ходу чтения вопросов будет много, а ответы на них читатель сможет получить, заглянув в себя. Действительно ли Дом есть начало и конец? Правда ли то, что другого мира не существует и всё это лишь фантазия психически нездорового человека, который потерялся в необъятном мире душевных терзаний, а сознание уже неспособно вернуть его к реальности?

Книга написана в форме дневниковых записей, благодаря которым мы полностью примеряем на себя мышление Пиранези, и смотрим на всё окружающее пространство его глазами. Вместе с ним узнаём тайны Дома, этого магического места. Кажется, что все поступки и решения Пиранези верные, больше не видно других путей и возможностей поступить иначе.
Немалую роль в книге играют детали, которые автор связывает с оккультизмом. Множество параллелей можно провести с арканами карт Таро. Пиранези, подобно нулевому старшему аркану, как ребёнок — открыт, наивен и чистосердечен.
Однако Шут, изображённый на карте, стоит на краю пропасти, в любую секунду он может сорваться и упасть в неведение, но Пиранези это не страшит. Он верит Дому, надеется на его защиту, и Дом эту защиту ему дарит, оберегая своё дитя.
Дом обеспечивает Пиранези всем, что необходимо для жизни. Каждая из статуй, описанных или упомянутых в романе, появилась неслучайно. Все скульптуры предлагают аллегорическое или метафорическое толкование книги, что может расширить и углубить понимание текста. Так, в финале книги, в видении главного героя, показано открытое сравнение второстепенных персонажей с Магом, Миром и Колесницей. Сюжеты этих арканов представлены в виде Статуй.
В произведении множество символов, которые в своей совокупности наделяют книгу всё большим смыслом и могут повлиять на восприятие читателя. Однако даже тот, кто не станет искать скрытый смысл, изменится в лучшую сторону. Кларк показывает различные пути достижения цели, пути к счастью.
Если замечать все эти детали, чтение станет глубоким и интересным, а теории и догадки будут строиться, подобно возникновению Статуй в Доме и вскоре шлифоваться Приливами, а может, очередной Потоп разрушит все Статуи
и придётся взять в руки глину и слепить всё сначала. Одно можно сказать точно: магический реализм с присущими для него фантастическими элементами показывает разные грани, которые интересно разгадывать путём детального разбора.
Помимо этого жанра со второй половины книги, неспешно и без характерного для детективов напряжения, начинает развиваться именно детективная линия, которая по ряду мнений является лишь декорацией сюжета. Деталей, за которые можно зацепиться, и символы, которые хотелось бы рассмотреть, становится значительно меньше. Автор позволяет довериться течению текста и следить за происходящим глазами Пиранези — недостоверного рассказчика, рассуждения и действия которого читатель ближе к концу книги ставит под сомнение, догадываясь о том, что произошло с героем на самом деле.

Несмотря на достаточно скромный объём, книга предлагает колоссальное поле для интерпретации, хотя увлекательна даже на уровне понимания сюжета. В своём эссе Кларк пишет: «В воображаемых мирах мы встречаем наши страхи, радости и потребности, преображённые в живых существ, предметы и пейзажи. Мы прикасаемся к символам и вступаем с ними в бой. Потому-то для нас воображаемые миры зачастую более цельны, чем наш».

Знакомясь с книгой Сюзанны Кларк «Пиранези», мы наблюдаем за человеком, который отгораживается от реальности, сбегая в другой мир. Он теряет себя прошлого, но открывает новую сторону мироздания. Герой одинок в своих поисках, но он находит душевный покой и чувствует себя счастливым. Его окутывает поток гармонии с миром, и это освобождает от всего, что кажется суетным и навязчивым. Этот поток подхватывает его мысли, очищает душу и уносит в иной мир, где он чувствует себя счастливым и где рождается что-то высокое, духовное, вечное.
верстка: Диана Медведенко