Вероника Усова
Дом из радужного стекла
май 2022 года
Вечер. Детские стопы шаркают по едва вымытому полу. Свет выключается и всё начинает трястись — Кира бежит к кровати, сердце у неё колотится как у марафонца. Лишь бы успеть! Жуткий монстр уже щекочет пятку холодным дыханием, но девочка успевает прыгнуть в кровать. Она ложится и с головой укрывается. Несколько секунд темноты, и она выныривает из-под одеяла. Немного вертится, ерзает на кровати, оглядывается в поисках монстра и готовится кричать что есть силы, как только увидит его мерзкую рожу. Монстра нигде нет. Кира облегченно вздыхает, будто не проделывает этот ритуал день за днем. Две ширмочки медленно и тяжело опускаются, и свет окончательно исчезает.

Взглядом можно сказать многое. Я пытался считать, сколько эмоций можно им выразить, но забросил — слишком уж я ленив. Трудолюбия (или, скорее, полного отсутствия иных занятий) у меня хватило лишь на пару месяцев, зато теперь я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что этих эмоций намного больше тысячи.

Я наблюдаю за Кирой каждый день, двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю.
Не ем и не сплю, потому что не нуждаюсь в этом. Моему положению мог бы позавидовать любой человек, не страдающий боязнью замкнутых пространств или излишней свободой. Мой дом — красивый радужный шарик с дырой на поверхности. Через нее я наблюдаю за миром Киры. Иногда мне до смерти хочется вылезти и хотя бы пару часов походить вместе с ней, рассказать, кто я и зачем я существую. Я не могу покинуть её глаз, потому что слишком люблю её. Как только я уйду, она перестанет видеть. Вы, наверное, сталкивались с теми, чьи визионеры (такие же, как я) ушли. Сразу после ухода визионера глаз человека затягивается пленкой, которая не позволяет вернуться обратно. Визионеры могут уходить из-за разного. Кто-то очень любит волю, кто-то просто устаёт, случаются и визионеры с клаустрофобией. Они терпят, терпят, но страх нарастает, как снежный ком, с каждой минутой, вот они и решаются. Я не решусь. Не хочу.

Кира очень любит цвета. Когда она была совсем малютка, часами могла тыкать пальцем в разноцветные грани на кубиках и картаво выкрикивать «Красный! Синий! Зелененький!». Теперь ей уже семь, она ходит в школу, и все ещё обожает цвета. Как-то раз она вылила банку ярко-жёлтой краски на пол в ванной. Родители долго ругали её, а я потом чуть не утонул в её слезах — их было так много, что они залились в шар, хотя обычно остаются внизу, в нижнем веке, и текут наружу.
Визионеры видят больше чем люди, в глазах которых они живут. Во-первых, мы видим других визионеров. Во-вторых, мы различаем больше цветов и оттенков. В-третьих, мы видим свет. Если вы думаете, что свет — это то, чем наполняется комната после щелчка выключателя, вы ошибаетесь. То, что вы умудрились когда-то поместить внутрь ламп — не больше чем освещение. Свет — это другое. Это то, что идёт не из потолка, а из человека. Внутреннее свечение есть у каждого. Некоторые люди говорят, что видят его и называют это аурой, но я точно знаю, что свечение видно только визионерам, и оно нисколько не похоже на купол или оболочку.

Недавно Кире подарили книжку про принца и бедную девушку. Принц там влюбился в эту девушку и женился на ней, и жили они долго и счастливо, и умерли в один день. Кира теперь мечтает о таком же принце, но я-то знаю, что в книжке всё неправильно. Думаете, это вы влюбляетесь? Нет. Влюбляются ваши визионеры. Бывает и так, что визионеры друг другу не нравятся, но люди плюют на это и делают вид, будто им хорошо вместе. Они всегда быстро разбегаются, потому что у них нет главного — взгляда. Им не интересно смотреть друг на друга, их свет не меняется, когда они видят друг друга, а когда дело обстоит вот так, быть вместе нет никакого смысла.
Визионером быть не так уж и сложно. Сиди себе в сфере и наблюдай за миром. Главное — любить своего человека и не доставлять ему проблем. Нужно всё время быть начеку, чтобы не пропустить какую-нибудь важность. Люди, у которых визионеры ленивые и невнимательные, всё время опаздывают, спотыкаются и часто не могут найти то, что им нужно. Если вы такой, не расстраивайтесь. Визионеров можно тренировать. Просто будьте внимательны внутри себя, и ваш визионер потихоньку станет лучше.
В комнату медленно проникают первые лучи солнца. Самые нежные, мягкие, морковно-оранжевые и похожие на тягучую патоку, они ползут по ковру, склеивают ворсинки и не торопясь забираются на кровать, на подушку, на лицо Киры. Я чувствую теплое дыхание солнца на её веках. Они поднимаются, потом снова ненадолго склеиваются и раскрываются окончательно. Кира радостно вскакивает на кровати и начинает хватать руками летние лучи. Они вьются, липнут к её ладоням, обволакивают тонкие пальцы, впитываются в кожу июньским теплом. Сегодня нет школы, значит, мы с ней пойдём гулять и будем долго ходить, замечая всякие интересности. Я обещаю — и вам, и Кире — что не пропущу ни одного ужика под камнем, ни одного красивого осколка стекла и ни одного пахучего цветка. Я увижу всё и сделаю так, чтобы Кира веселилась.
Три дня назад Кира выросла.
Я заметил это внезапно, когда она чистила утром зубы. Раньше раковина была жемчужная, с яркими бликами, плитка на стенах — бирюзовая, и узоры на ней напоминали медуз с забавными рожицами, а в тот день я увидел, что раковина теперь просто белая, а плитка обычного голубого цвета, и смешных рожиц на ней больше нет, остались одни закорючки. Я в панике начал протирать сферу, решил, что это может помочь, но плитка так и осталась голубой, а раковина — белой.
Все эти три дня я смотрел на мир и не понимал, что случилось. Мне очень хотелось заплакать, и до сих пор хочется, но я не умею: плакать — это привилегия человека. Пёстрая пижама в задорную клетку стала просто разноцветной. Кроссовки цвета сочной травы превратились в зелёные. Даже дневник, любимый дневник Киры цвета воздушного клубничного зефира стал всего лишь пыльно-розовым.

Только сегодня я, наконец, понял, почему так случилось. Кира стала взрослой. Конечно, ей пока только десять лет, она едва стала четвероклассницей, но уже успела вырасти и потерять главное детское качество — замечательность. Когда люди вырастают, они перестают обращать внимания на детали, погружаются в свои мысли и дела. Волшебные изумруды превращаются в обычные бутылочные осколки, цвета теряют оттенки, прыгучие солнечные зайчики становятся раздражающими пятнами света. У всех это случается в разном возрасте, иногда визионеры уходят от повзрослевших людей, и их бывшие хозяева частенько надевают очки, закупаются контактными линзами, и им кажется, будто, заслонив глаза стеклом, они снова начинают видеть мир во всех красках, но это не так. Без визионера невозможно видеть мир красочным. Бывают и обратные примеры: люди, которые носят очки, имеют иногда самых чудесных визионеров, а очки приходится носить, потому что сфера повредилась, треснула, и визионер не может её починить, но такое случается редко.

Вы, наверное, встречали и совсем юных взрослых, тех, кому не повезло родиться без визионеров. Таким людям совсем тяжело: они никогда не видели поразительных вещей, которые заметны только нам.
Если человек неожиданно повзрослел и визионер лишился любимого дела — замечать интересные вещи — у него всего два варианта: или уйти, или забиться в тёмную часть сферы и смотреть на мир, который стал обычным. Если уйдешь, можно навсегда стать свободным, или встретить нового человека, одного из тех, кто родился без визионера. Это хорошее дело: такой человек, получив визионера после долгих лет в обычном мире, становится очень счастливым. Быть свободным тоже неплохая штука, можно сколько угодно гулять и смотреть в любые стороны, а когда надоест — лечь на землю и долго смотреть на небо, оно одно в мире умеет всегда оставаться красивым. Я не знаю, могу ли уйти и оставить Киру. Даже такая, взрослая, переставшая замечать, она всё ещё моя дорогая Кира. Мне будет тяжело без неё, но и не видеть краски вокруг тоже непросто. Я решил дать себе пару дней и решить, что я сделаю дальше.
Я со страхом смотрю вперёд. Прямо перед Кирой стоит мама. Ещё неделю назад колье (Кира примеряла его, когда родители уехали по делам) было настоящим произведением искусства, и камень был такой сверкающий и сапфировый, что дух захватывало. Сегодня это просто подвеска с синим камнем. Ничего необычного.

Мама говорит, что в театре нужно вести себя хорошо. Там будет много людей, папины коллеги по работе, а ещё нельзя испортить новое платье, нельзя растрепать локоны и с десяток других «нельзя», которые сыплются на новые черные туфли и противно налипают на лакированную кожу.

— А что можно?

— Смотреть.

Кира сидит в зале. Спектакль идёт уже второй час. В антракте разрешили съесть кремовое пирожное, но на этом радости закончились. Я пытался обратить взгляд Киры на что-то, чтобы проверить, правда ли она выросла, но она так устала, что почти всё время, которое она простояла с родителями в фойе, смотрела в одну точку — на папину брючину, длинную, серую и похожую на пыльный подоконник.
Сейчас веки чуть опущены, Кира почти засыпает, но отчаянно борется со скукой и пристально смотрит на край левой кулисы. Она тёмно-красная, бархатная, и на неё никто не обращает внимания. Всё действие — в середине сцены и на правой стороне, но Кире почему-то хочется смотреть именно сюда, будто что-то должно произойти, и она должна увидеть это раньше всех остальных.

— Что вы здесь делаете? Как вы посмели впустить сюда этих людей, Жанетт?
Левая кулиса дёргается и вновь разглаживается, а на сцене оказывается высокая девушка в огромной шляпе. Веки Киры вдруг взлетают, и дыхание её замирает: она вытягивается вперёд, плотно сжимая ладонями подлокотники. Девушка стоит у левого края сцены, тонкая, плотно напудренная и невозможно яркая. Наряд у неё совершенно безумный: васильковая шёлковая юбка с дюжиной подкладок, кружевная молочная блузка, гранатовая жилетка, салатовые туфли на неудобных каблуках, и все руки, вся шея и даже волосы усыпаны золотом, много раз чищенным и полированным, но ещё поблёскивающим в свете софитов. Глаза Киры бегают сверху вниз и справа налево, она будто хочет опутать актрису с ног до головы своим внимательным взглядом, актриса что-то говорит, почти тараторя, быстро ходит по сцене, но Кира не отпускает её ни на секунду, следит за каждым шагом, веки её подлетают и опускаются часто-часто, как створки фотоаппарата, перед которым позирует слишком активная модель, и когда васильковая шёлковая юбка с дюжиной подкладок наконец останавливается посреди сцены, кулисы, бархатные кулисы винного цвета медленно опускаются. Я бросаюсь вперёд, начинаю протирать сферу и не могу поверить: Кира снова начала замечать. Она разглядела блеск позолоченных шпилек в волосах актрисы, рассмотрела браслеты и кольца, увидела складки на васильковой юбке и поняла, что складки эти похожи на китов в сказочном фиолетовом море. Все вокруг встают, громко аплодируют, Кира тоже встаёт, оправляет платье и начинает хлопать. Кулисы снова поднялись, артисты по очереди подходят к краю сцены и кланяются, и вот выходит она — наряд всё ещё удивительно броский, но уже без гранатовой жилетки. Она опускает голову, приложив руку к груди, а спустя пару секунд начинает выпрямлять шею, но первыми идут вверх глаза. На долю секунды почти чёрные зрачки останавливаются на Кире. Вокруг вспыхивает свет: тёмно-розовый, с вкраплениями горечавкового и пятнышками нефритового. Актриса отводит взгляд, возвращается, а губы Киры растягиваются в детской улыбке. Она больше не взрослая, она снова может замечать.
Прошло уже много лет. Кира давно считается взрослой по-настоящему, но я всё ещё с ней, и мир остаётся красочным. Я так и не понял, что произошло с ней тогда. Никогда бы не подумал, что замечательность может исчезать и возвращаться, но, как видите, случается всякое.

Теперь Кира работает в театре. Она не носит безумных нарядов, играет, в основном, в странноватых современных постановках, где все герои двигаются, как инопланетяне, и говорят рваными фразами, по выходным до вечера не вылезает из пижамы, не носит каблуки даже в спектаклях и никогда не использует пудру вне сцены, но каждый раз, когда она выходит кланяться зрителям, я ищу в зале чей-то потерянный взгляд, чтобы его зажечь.