АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Баженова Елизавета, Ковригина Мария, Терехов Илья, Вахрамеева Наталья, Глазунова Светлана, Гремякина Мария, Черепанова Елена, Новоселов Никита, Храмова Екатерина, Шашерина Татьяна, Салюхина Анна, Семенова Елизавета, Абзалтдинова Алина, Сергеев Егор, Матюнина Вера
Русский литературный язык и современность

Понятен ли язык Пушкина современному человеку

2017 год
Русский язык постоянно меняется: возникают новые слова и языковые конструкции, некоторые становятся устаревшими. Известны случаи, когда лингвисты признали языковой нормой некоторые лексические единицы, которые еще совсем недавно считались абсолютно неверными. Это естественный процесс, характерный для любого живого языка. Русский язык имеет колоссальную базу текстов, на примере которых можно отслеживать ход изменений.

Традиционно образцом литературного русского языка считается «пушкинский язык». Об этом писал знаменитый литературовед и филолог Виктор Виноградов: «Язык Пушкина <…> определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образцом художественного слова для современного читателя». [1, С. 5] Филологи выделяют язык произведений Пушкина как отдельный объект в лингвистике, который можно исследовать, выводить в нем собственные закономерности и принципы.

Наш современный язык значительно отличается от языка XIX-го века. Поэтому возникает вопрос, насколько лексический состав языка А. Пушкина отличается от лексического состава современного русского литературного языка. Этот вопрос вырос в исследование, проведенное в рамках июньской смены программы «Литературное творчество» в Образовательном центре «Сириус». Эта литературная смена приурочена ко дню рождения
А. С. Пушкина и посвящена русскому языку и словесности, поэтому исследовательский проект подобной направленности выглядит актуально.

Современные исследователи внимательно отслеживают изменения в языке и литературных нормах. М. А. Кронгауз в книге «Русский язык на грани нервного срыва» пишет: «Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется всё: общество, психология, техника, политика?» [2, С.4] Возможно, сейчас самое время оглянуться назад и посмотреть, насколько далеко мы ушли от эталона литературного языка, созданного А. Пушкиным.
Гипотеза: язык произведений А. С. Пушкина частично или полностью малопонятен современным носителям русского языка.
Цель исследования – выяснить, понятна ли пушкинская лексика современному читателю. Объектом исследования стал литературный язык в произведениях А.С. Пушкина.
Предмет - употребление устаревшей и высокой лексики, а также историзмы и архаизмы из избранных стихотворных сочинений Пушкина и их современное значение.
Задачи:
1. Сделать выборку малознакомых и устаревших слов из предложенного стихотворного набора.
2. Установить, являются ли отобранные лексические единицы вышедшими из употребления, и сделать их лексический анализ.
3. Выбрать методику проведения исследования.
4. Сформировать опрос.
5. Провести опрос среди выбранной аудитории.
6. Проанализировать данные опроса.
Методы исследования включают в себя лексический анализ стихотворений А. Пушкина и опрос участников всех направлений «Сириуса» (на основании составленной выборки слов). Лексический анализ предполагает рассмотрение слов и словоформ на предмет частотности их употребления и стилистической принадлежности (в качестве критерия были выбраны непонятные или малопонятные для нашей группы исследователей лексические единицы). В качестве исследуемого материала были выбраны следующие произведения А. С. Пушкина:

- «Деревня»;

- «Сожженное письмо»;

- «Пророк»;

- «Погасло дневное светило…»;

- «Друзьям».
Первый этап
Первый этап исследования показал, что процентное соотношение устаревшей лексики (97 слов) к общему количеству слов (858 слов) составляет около 10,42%, при этом в произведении «Сожжённое письмо» содержится 7 слов, относящихся к устаревшим (8%), «Погасло дневное светило…» ̶ 19 (11,5%), «Пророк» ̶ 15 (12,15%), «Деревня» ̶ 48 (14,9%), «Друзьям» ̶ 8 (5,2%).

Выделив корпус слов, составивший 97 единиц, мы проверили его с помощью словарей (напр. Большой толковый словарь
под ред. С. А. Кузнецова), ресурса «Грамота.ру» на принадлежность к категории устаревших или малоупотребляемых. В ходе проверки выяснилось, что большинство слов не являются устаревшими, но всё же принадлежат к категориям узкого применения, например, к
традиционно-поэтической, книжной, высокой и даже народно-разговорной лексике. Несмотря на то, что эти слова употребляются редко, они всё же принадлежат к современному русскому языку. Получение этих результатов повлекло постановку новой задачи: составление нового корпуса слов, численность которого была снижена до 55 единиц в связи с исключением из первичной выборки современных слов.

Второй этап
Первый этап исследования показал, что процентное соотношение устаревшей лексики (97 слов) к общему количеству слов (858 слов) составляет около 10,42%, при этом в произведении «Сожжённое письмо» содержится 7 слов, относящихся к устаревшим (8%), «Погасло дневное светило…» - 19 (11,5%), «Пророк» ̶ 15 (12,15%), «Деревня» - 48 (14,9%), «Друзьям» - 8 (5,2%).

Выделив корпус слов, составивший 97 единиц, мы проверили его с помощью словарей (напр. Большой толковый словарь
под ред. С. А. Кузнецова), ресурса «Грамота.ру» на принадлежность к категории устаревших или малоупотребляемых. В ходе проверки выяснилось, что большинство слов не являются устаревшими, но всё же принадлежат к категориям узкого применения, например, к
традиционно-поэтической, книжной, высокой и даже народно-разговорной лексике. Несмотря на то, что эти слова употребляются редко, они всё же принадлежат к современному русскому языку. Получение этих результатов повлекло постановку новой задачи: составление нового корпуса слов, численность которого была снижена до 55 единиц в связи с исключением из первичной выборки современных слов.

Следующим шагом проведения исследовательской работы было определение частотности употребления в различных письменных источниках отобранных слов от пушкинского времени до наших дней при помощи инструментов поиска Национального Корпуса Русского Языка. В результате выяснилось, что существует различие в частотности употребления выбранных нами слов, следовательно, некоторые из них можно отнести к современному русскому языку, другие же вышли из употребления. Это явление связано с обращением некоторых современных авторов к истокам русского литературного языка, стремлением придать своим произведениям стилистику старины. Сложность выполнения вышеописанных действий заключалась в проявлении омонимии части слов (напр. Предать + В.п. и Предать + Д.п.).

Процент содержания современных слов в произведениях А. С. Пушкина увеличился на 4,18%, а количество устаревших слов в стихотворениях соответственно уменьшилось на 7,04%. Также были выявлены слова, принадлежащие к категории вышедшей из употребления лексики, процентное содержание которых в произведениях «Погасло дневное светило…» составляет 8,4%, «Пророк» - 5,6%. В остальных текстах эти слова отсутствуют.

На основании полученных данных было вычислено процентное соотношение устаревшей лексики к общему количеству слов в каждом из произведений. По этим материалам была составлена сводная таблица, в которой был определен итоговый корпус слов. Эти слова в дальнейшем были использованы в проведении опроса. Полученная статистика показала, что устаревшая лексика представляет собой довольно небольшую (около 6%) долю от общего количества слов.

Было выдвинуто предположение, что в стихотворениях А.С. Пушкина мы обнаружим большое количество устаревшей, неактуальной лексики, которая может быть не понята. Однако в результате лексического анализа было выявлено, что не все отобранные нами слова относятся к категории устаревших; например, слово «внимать» стилистически определяется как высокое, не являясь при этом устаревшим.

Большая часть словаря А. С. Пушкина (около 94%) вполне понятна и неотделима от общей массы современных слов.
Далее, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования, мы обратились к следующему методу ̶ опросу. Из каждого стихотворения мы выбрали слова (из «Пророка» ̶ 4, из «Сожжённого письма» ̶ 1, из «Деревни» ̶ 2, из стихотворения «Друзьям» ̶ 3), которые могут вызвать затруднения при определении их значения. Затем мы составили таблицу, куда выписали слова и направления в «Сириусе». Кроме того, мы обратили внимание на профили (балет, музыка, изобразительное искусство, наука, хоккей, фигурное катание, литературное творчество; в некоторых случаях направление совпадает с подразделением в нём, так как участники науки/литературного творчества занимаются приблизительно одним и тем же) в каждом направлении и возраст участников опроса.

Из стихотворений А. С. Пушкина были выбраны как устаревшие слова, так и современные малоиспользуемые, только на первый взгляд кажущиеся вышедшими из употребления. На предыдущем этапе исследования выяснилось, что приблизительно 94% слов из стихотворений Пушкина понятны современным людям. Чтобы убедиться в верности полученных данных другой исследовательской группы, мы проверили их результаты на некоторых подростках и вычислили процент школьников, имеющих представление о значении этих слов. Если опрашиваемый не мог определить семантику слова, мы предлагали ему предположить, что оно может значить. Это позволило определить процент людей, знакомых со словарём А. Пушкина.

Каждый из участников нашей исследовательской группы выбрал 1-2 направление(я), в котором(ых) он будет проводить опрос. Далее мы обсудили ход опроса и приступили к нему. Важным условием опроса была его анонимность, то есть у школьников спрашивали только их возраст и принадлежность к какому-то из направлений. Также участники эксперимента были предупреждены о том, что их ответы будут записаны на диктофон. При получении согласия ребят мы приступали непосредственно к опросу.

Кроме знания семантики выбранных слов мы обращали внимание на реакцию опрашиваемых и их стремление узнать значение неизвестных им слов или его отсутствие. При изъявлении такого желания мы с радостью сообщали новую для участников опроса информацию.

В результате опроса, в ходе которого мы поговорили с 30 людьми (из балета, музыки, изобразительного искусства, науки, хоккея, фигурного катания – по 4 человека, из литературного творчества – 6), выяснилось, что участники опроса хуже всего знают и понимают слова «празднословный» и «нива», а лучше всего – слова «карать» и «очи». Большинство опрашиваемых верно распределили выбранные нами слова по группам «устаревшие» и «современные». Практически 87% подростков верно присвоили слову «десница» статус устаревшего; столько же ребят считает, что слово «нивы» – современное.
Количественный контент-анализ лексики в избранных произведениях А.С. Пушкина
Далее, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования, мы обратились к следующему методу ̶ опросу. Из каждого стихотворения мы выбрали слова (из «Пророка» ̶ 4, из «Сожжённого письма» ̶ 1, из «Деревни» ̶ 2, из стихотворения «Друзьям» ̶ 3), которые могут вызвать затруднения при определении их значения. Затем мы составили таблицу, куда выписали слова и направления в «Сириусе». Кроме того, мы обратили внимание на профили («Балет», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Наука», «Хоккей», «Фигурное катание», «Литературное творчество»; в некоторых случаях направление совпадает с подразделением в нём, так как участники «Науки»«Литературного творчества» занимаются приблизительно одним и тем же) в каждом направлении и возраст участников опроса.

Из стихотворений А. С. Пушкина были выбраны как устаревшие слова, так и современные малоиспользуемые, только на первый взгляд кажущиеся вышедшими из употребления. На предыдущем этапе исследования выяснилось, что приблизительно 94% слов из стихотворений Пушкина понятны современным людям. Чтобы убедиться в верности полученных данных другой исследовательской группы, мы проверили их результаты на некоторых подростках и вычислили процент школьников, имеющих представление о значении этих слов. Если опрашиваемый не мог определить семантику слова, мы предлагали ему предположить, что оно может значить. Это позволило определить процент людей, знакомых со словарём А. Пушкина.

Каждый из участников нашей исследовательской группы выбрал 1-2 направление(я), в котором(ых) он будет проводить опрос. Далее мы обсудили ход опроса и приступили к нему. Важным условием опроса была его анонимность, то есть у школьников спрашивали только их возраст и принадлежность к какому-то из направлений. Также участники эксперимента были предупреждены о том, что их ответы будут записаны на диктофон. При получении согласия ребят мы приступали непосредственно к опросу.

Кроме знания семантики выбранных слов мы обращали внимание на реакцию опрашиваемых и их стремление узнать значение неизвестных им слов или его отсутствие. При изъявлении такого желания мы с радостью сообщали новую для участников опроса информацию.

В результате опроса, в ходе которого мы поговорили с 30 людьми (из «Балета», «Музыки», «Изобразительного искусства», «Науки», «Хоккея», «Фигурного катания» – по 4 человека, из «Литературного творчества» – 6), выяснилось, что участники опроса хуже всего знают и понимают слова «празднословный» и «нива», а лучше всего – слова «карать» и «очи». Большинство опрашиваемых верно распределили выбранные нами слова по группам «устаревшие» и «современные». Практически 87% подростков верно присвоили слову «десница» статус устаревшего; столько же ребят считает, что слово «нивы» – современное.



Количественные результаты проведенного опроса
В основном в опросе приняли участие от 12 до 16 лет, однако разницы между ответами более младших и более старших мы не обнаружили. Мы выяснили, что лучше всего лексика времени А. Пушкина знакома участникам направлений «Наука» и «Литературное творчество». Анализируя полученные данные, наша исследовательская группа пришла к выводу: знание языка А. Пушкина зависит исключительно от общего кругозора опрашиваемых.

Также мы отметили, как участники эксперимента реагировали на незнакомые им слова. Большинство опрашиваемых не проявили интереса к получению новых знаний: всего 12 человек из 30 захотели узнать семантику слов из стихотворений А. Пушкина. В основном поинтересовались значением выбранных нами слов участники таких направлений, как «Наука», «Литературное творчество» и «Изобразительное искусство» (художники). Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что язык А. Пушкина практически полностью понятен современному читателю.

На примере нескольких стихотворений мы изучили язык А. Пушкина, базируясь на таких методах исследования, как лексический анализ и лингвистический опрос, в результате чего пришли к следующим выводам.
В стихотворениях А. С. Пушкина преобладает современная лексика. Меньшая её часть – устаревшие и вышедшие из употребления лексические единицы, а также историзмы и архаизмы. На основании проанализированных данных мы можем утверждать, что язык А. Пушкина в основном понятен современному поколению; определение семантики выбранных нами слов вызвало затруднение у относительно небольшого процента опрашиваемых. Кроме того, большинство участников опроса смогли практически безошибочно определить, какие слова из стихотворений А. Пушкина являются устаревшими, а какие – современными.


Опрос показал, что современным подросткам не только понятна, но и близка лексика времени А. Пушкина. Поэт создал особый образцовый язык, на котором до сих пор говорят миллионы людей.
Не случайно школьники проходят знаменитые произведения А. Пушкина, учат наизусть его стихотворения. На основании нашего исследования мы можем предположить, что язык А. Пушкина останется образцовым и широко используемым среди всех поколений.
Верстка: Таисия Иванова, Мария Филиппова
Фотография: Таисия Иванова
Иллюстрация: Мария Филиппова