Членов МАССОЛИТа как возможных авторов не стоит и рассматривать. Все их занятия сводятся к обедам в Грибоедове и попыткам выбить казенную квартиру или путевку в Ялту. Иван Бездомный, к эпилогу превращающийся в Иванушку, на фоне писателей МАССОЛИТа выглядит лучше. Но он не наделен ни литературными способностями, ни умом.
Одним из самых логичных вариантов представляется мастер.
С ним все, разумеется, тоже непросто. Но про мастера ничего нельзя сказать однозначно, как про МАССОЛИТовцев или Иванушку. Мастер как рассказчик — фигура противоречивая, и благодаря этому можно обсудить аспекты романа с разных сторон.
Сразу бросаются в глаза стилистические особенности. Ершалаимский мир описан звучно, но в то же время довольно громоздко и скучно. Обилие терминов, связанных с временами давно ушедшими (Синедрион, кентурия, игемон), значительно усложняет восприятие, если не знать определений заранее.
Но это не умаляет красоты и поэтичности текста:
«Пилату показалось, что исчезли розовые колонны балкона и кровли Ершалаима вдали, внизу за садом, и все утонуло вокруг в густейшей зелени Капрейских садов. И со слухом совершилось что-то странное, как будто вдали проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова».
Московский текст, наоборот, воспринимается проще и не имеет свойственных мастеру литературных изысков. Но вот выпирающая из текста цитата из 11 главы: «Бор на противоположном берегу реки, еще час назад освещенный майским солнцем, помутнел, размазался и растворился».
Человек, не помнящий из какой именно части взята эта цитата, скорее всего скажет, что это что-то из романа мастера. Градация и образность скорее ожидаются от него, а не от московского рассказчика.