Дарья КОРНЕЕВА
Акварельные мысли: в каком виде живопись встречается в
современной литературе
Лимон. Да-да, лимон. Представили? Стоит лишь произнести это слово, наш
удивительный мозг мигом превращается в художника и воспроизводит картинку сочного кислого фрукта. Главный инструмент — воображение, в качестве полотна мысли. Человек обладает способностью зрительного восприятия ситуаций, умением прокручивать в памяти уже сделанные шаги, не совершая практических действий. Все мы в детстве часами могли смотреть на небо, мечтательно находя в каждом причудливом облаке слона или машинку. А может вы вглядывались в лицо незнакомца, узнавая в нем черты лучшего друга?
Так и с книгами. По мере прочтения произведения наш разум непроизвольно
иллюстрирует сюжет. Знакома ли вам ситуация: вы пошли на фильм, снятый по
любимому роману, но вернулись абсолютно расстроенными, ведь главные герои, места и события в вашей голове выглядели совсем иначе. Получается, что писатель это
художник, пишущий свою картину посредством слов, сквозь призму восприятия, чувств и эмоций.
Вернемся к лимонам. В рассказе Кадзии Мотодзиро можно встретить строчку: «Они
мне понравились: и их чистый цвет, словно бы выдавленный из тюбика лимонно-желтой
краски, и их форма, напоминающая плотно намотанное по всей длине веретено». Наше
сознание сформировало изображение. Будто в памяти осталась акварельная зарисовка,
которая будет дополняться все новыми и новыми деталями, превращаясь в полноценное произведение искусства в конце прочтения.

Какова задача писателя? В первую очередь, это визуализация художественного образа, наполнение его новыми смыслами и трактовками, передача через него чувств, переживаний и внутреннего мира автора. Так, метафоричный образ поезда Пелевина описывает статичное движение жизни. Ежедневные и бытовые дела затмевают желание героев осмыслить свое истинное положение. Ушло осознание того, что пребывание в составе лишь временно. Люди уже не слышат стук колёс, не пытаются бороться с обстоятельствами. Все ситуации воспринимаются должными, Желтая стрела несет своих пассажиров к мысли «некуда больше жить». С первых строк автор погружает нас в атмосферу путешествия и открывает перед нами дверь в купе поезда. На столе стоит чай в узорчатых подстаканниках, за пыльным окном несется бесконечная стена деревьев, по коридорам ходит толпа шумных людей. Описывая виды и состояния природы, Пелевин создает настоящие пейзажи. Игра цветов, серые оттенки палитры, детализация — все как в картине. Только вот вместо широких мазков кисти — слова и метафоры.
Также можно говорить о взаимосвязи реального мира и мира художественных
образов. Рассмотрим реальность, как вид искусства и обратимся к стихотворению
Дмитрия Коломенского:
Смотришь так, что становится вязко,
И на ощупь сырая листва -
Как слоями засохшая краска
На суровом холсте естества.
Здесь не тонкой работали кистью,
Здесь руками мешали раствор,
Здесь художник намазывал листья,
Словно масло, на дышащий двор,
И ваялась тяжелая стая
Туч столь гипсовых, толстых, немых,
Что любой авиатор, взлетая,
Разбивался, как муха, о них.
И в том скрежете крыльев о камень,
На мгновение, вспыхнув едва,
Пробегали, как мышь под руками,
Звуки, корни, морфемы, слова.
Про какое масло говорит автор? Ведь намазывает он его вовсе не на картину. А можно ли сказать «гипсовые» тучи? Причем они настолько тяжелые, что о них разбивается любой авиатор. Поэт создаёт искусственную реальность, в которую не вписывается сам человек. А под конец последнего четверостишия возникает вопрос: это действительность состоит из речи, или речь отражает действительность? Ответ достаточно прост: с помощью звуков, корней, морфем и слов мы пишем сценарий реальности, и сами же об нее разбиваемся.

Художественный критик. В. Стасов говорил: «Главная наша сила в том, что новое
русское искусство так крепко обнялось с русской литературой <...> Наша литература и
искусство — это точно двое близнецов неразлучных, врозь немыслимых». Живопись и
классическая литература всегда были сестрами, идущими бок о бок и поддерживающими
друг друга. Например, картина И. Репина «Бурлаки на Волге» по сюжету напоминает
стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге». А есть ли точки соприкосновения живописи и
современной литературы?
Стереотипно этой связью считают иллюстрации и на этом останавливаются. Но этот
вид изобразительного искусства заслуживает особого внимания. Скажите, вы когда-
нибудь покупали книгу, посмотрев на яркую обложку и великолепно оформленные
развороты? Интересовали ли вас сюжетные линии и хороший слог автора в тот момент?
Бывает, перевернешь страницу и невольно погрузишься в мир маленького укутанного
ребенка на санках. Зимнее утро, колючий свитер, нежелание идти в садик. С помощью
нескольких набросков Евгения Двоскина затрагивает самые тёплые воспоминания
детства. «Я рисовала то, что помню сама, — говорит она. — Я же иллюстратор, поэтому
умею и привыкла придумывать мир по чужим текстам. Но в этом случае для меня было
важно вспомнить своё. Может быть, и не документально точно, но, по крайней мере,
похоже». «А Саша выйдет?» уникальная книга, которая позволит каждому взрослому
вновь почувствовать предвкушение Нового года, страх стоять в очереди без родителей,
счастье валяться в сугробах, выше тебя ростом. «А ты паришь и чувствуешь себя
победителем», «лезешь коленями на твёрдый подоконник» - повествование ведется от
второго лица, что подсознательно сближает героев и читателя. Живописные иллюстрации здесь не просто поясняют текст, а расширяют его, пробуждают воспоминания, помогают погрузиться в атмосферу советского детства. Двоскина спит, ест, работает с блокнотом и кистями в руках. Она рисует в кафе, на детской площадке, в автобусе, в музеях. Несколько сотен живых зарисовок и наброски людей в движении составляют огромные архивы и становятся мотивами для новых рассказов.
Эстетическое восприятие сильно влияет на впечатление о тексте. Сложно
однозначно ответить на вопрос: «За кем будущее книги: за автором или за
иллюстратором?». Даже самые великие произведения могут отталкивать из-за большого объёма сплошного текста, написанного мелким шрифтом без единой картинки. Выпустив Графический путеводитель по Евгению Онегину в 2021 году, журналист Алексей Олейников и художница Наталья Яскина сильно облегчили жизнь всем тем, кому школьная программа по литературе казалась скучной и непосильной. Забавные комиксы объясняют самые сложные моменты, помогая запоминать хронологию событий и важные детали романа. Представьте, что лекцию вам проводит не учитель, а милый заяц в цилиндре и фраке. Разрешается залезть в голову Онегина и прочитать все его мысли! А как вам идея пообедать лимбургским сыром и ананасами за одним столом с главными героями?
Photo:https: rv-ryazan.ru, yvision.kz, https://www.behance.net/gallery/111429791/Eugene-Onegin-Graphic-guide
Живопись и литература — два лоскута, неразрывно сшитые между собой всяческими
нитями. Нити эти слова и цвета. «Говорят, слов больше, чем красок; но, может быть,
достаточно для изящного писателя, для поэта — только таких слов, которые соответствуют
краскам. Ведь это — словарь удивительно пестрый, выразительный и гармонический», —
высказывался А. Блок. Чистые страницы книги – новый холст, на котором постепенно
вырисовываются мазки образов героев со своим внутренним миром. А главная задача
творцов показать реальность и сделать ее доступной с помощью изобразительного
искусства.
Изображения сделаны в canva.com




ВЕРСТКА: ШЕВЦОВА ЕКАТЕРИНА