И когда Германну так нужно было чудо, божественный дар с небес, было поздно. Графиня, явившаяся ему ночью, поведала три заветных карты, но попросила его жениться на Лизе. Германн же пренебрег просьбой, выполнение которой, возможно, еще могло бы его спасти. В ту ночь он окончательно отрекся от самого светлого, забыл все благодетели, разбил ступени последней хрупкой лестницы, по которой у него был шанс выбраться из невротической мании и угрожающего, как пиковая дама, мрака к небу. Германн искусился, поддался зову черной, безумной части его души. Он поверил в анекдот, и именно в этом заключается глубокий религиозный смысл. Германн потерял свою уже безумную, уже покалеченную, но еще могущую быть спасенной душу не тогда, когда зашел в спальню к графине или часами стоял под окнами Лизаветы Ивановны, но когда поверил в анекдот. Именно поэтому такие протестантские принципы, как аскеза, смирение, самовыражение через честный труд, которые, как мы видим из текста, в некотором роде были присущи Германну, так уродливо мутировали и в итоге привели его к страшной гибели. Фактически, мы можем сделать вывод, что «Пиковая дама» — это не история героя-капиталиста, не история одного безумца, а повесть о том, как не нужно делать, чтобы получить блага этого мира. Ведь Германн гонится за материальным. Для него святыней могла стать та, что привела бы к деньгам. Но легка лишь та лестница, что ведет вниз. Ему становятся чуждыми любовь, милосердие, сострадание — все величайшие христианские ценности, в которых и состоит высшее благо этого мира — человеческое счастье.