Мария Горобец
На рейв или в театр?
Отношения подростков с театром в разных регионах России

Говорят, любой тинейджер всегда выберет какую-нибудь бесполезную тусовку, а не самое культурное развлечение – театр.

А чем полезен театр? Правда ли, что все его презирают? И даже в Москве? А если юный зритель, например, из Сургута или Астрахани?

Давайте разбираться!
март 2023
Театральное место
Представьте: 31-е декабря, Новый год, вам девять. Вы сидите в театре в окружении своей семьи. Они невероятно гордятся тем, что вносят вклад в ваше эстетическое воспитание. А вы смотрите спектакль «Ревизор» по пьесе Гоголя, понятия не имея, кто такой этот «ревизор». Три с половиной часа почти дословного пересказа текста. Для ребёнка три с половиной часа – это целая вечность! И вот я уже медленно стекаю по креслу и отчаянно пытаюсь не уснуть. Думаю, что театр – это скучно, и что теперь я, кажется, знаю, что значит ёмкое русское слово «тоска».

После потрясающего опыта с «Ревизором» я долго не понимала, как театр может приносить людям удовольствие. Пытаясь найти ответ на этот вопрос, я продолжала ходить по театрам. Сама не заметила, как прониклась, и вот я уже стремлюсь провести там любой свободный день. И спорю со всеми взрослыми, которые говорят, что подросткам театр совершенно не интересен. Потому что знаю – интересен.

Тут стоит обозначить, что я живу в Петербурге. Чтобы изменить своë отношение к театру там, достаточно просто сходить в другой. А потом во третий и в четвертый. А потом уйти с этой улицы и перейти на следующую.

В Москве и Петербурге зрителям есть из чего выбрать. «Пересказ» незабвенной классики типа «Ревизора», Гамлет в свитшоте, идеально цитирующий свою литературную версию и, наконец, перформансы без какого-либо сценария. В столице масштаб классических постановок ничуть не меньше, а современный театр цветёт ещё более пышным цветом. Подростки постоянно слышат о культурной значимости своих городов. Могут пойти в театр, озадачившись словами «культурная значимость», могут из интереса, могут от скуки. Но городов в нашей стране намного больше, чем два.

За пределами столиц
Легко вести беседу о театрах из Москвы или Петербурга, где множество коллективов каждый сезон предлагает зрителям постановки на любой вкус. Большинству подростков в России не близка моя история, просто потому, что стольких театров нет.

Участники образовательной программы «Литературное творчество. Журналистика и медиа» центра «Сириус» рассказали мне о возможностях зрителей театров в их регионах. В Екатеринбурге, например, много театров: есть классические, есть современные площадки. Они в равной степени пользуются популярностью. А вот в небольшом городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа – только дом культуры. Выступают в нëм преимущественно энтузиасты, среди которых много школьников и студентов. Заинтересованная молодëжь проводит концерты и театральные представления. В близлежащем Сургуте большинство театров ставят классические постановки, сюда же приезжают на гастроли столичные коллективы. В Астрахани много театров разной направленности, есть и современные площадки, но их аудитория намного меньше. В Новокузнецке, наоборот, есть популярное современное пространство. Во все эти регионы приезжают на гастроли труппы крупных театров, всегда с классическими постановками.

Не только пересказ
Почему такой акцент делается на современных постановках? Это животрепещущая тема: можно, мол, ходить либо на одно, либо на другое. И подростки, говорят, чаще смотрят современные постановки, обходя стороной незабвенную классику. И, конечно, зря!

На самом деле не все молодые зрители решительно склоняются в сторону современного театра. Среди моих собеседников нашлись его фанаты, но в целом подростки охотнее ходят на классические постановки, или нечто среднее между этими двумя полюсами. Каждый может сравнить: все смотрели и классику, и творения современных режиссёров. Вне зависимости от выбора, все сошлись во мнении: «Надо попробовать всë».

Театр, в свою очередь, готов отвечать потребностям нового поколения. Получить театральный опыт теперь можно новыми методами. На многих сценах уже не ставят простые «пересказы» литературных произведений. На помощь режиссёрам приходят технологии мультимедиа, новые принципы работы с текстом и много чего ещё. Такое разнообразие помогает театру успешно конкурировать с современными развлечениями: видеоиграми, кино или двухчасовым «залипанием» в смартфоне. Не стоит понимать под современными постановками только перформансы, на которых два актёра час сидят друг напротив друга и молчат, а двенадцать зрителей, купивших билет за 2000 рублей, пытаются понять, что происходит. Количество современного в постановках бывает самым разнообразным. На отрезке от дословного пересказа «Ревизора» до подобного перформанса каждый зритель может найти подходящую ему точку.

«Театр – это профилактика старения мозга»
Для полной картины мнений нужно, конечно, спросить и взрослых. Особенно тех, кто связан с театром. Я поговорила с актрисой и преподавательницей актёрского мастерства Дианой Казаковой.

«Судя по тому, что спрос на занятия в театральной студии есть, эта сфера интересует подростков. Но немногие из них потом поступают в вузы, – говорит Диана. – Большинство смотрят на театр как на возможность раскрепоститься, и на спектакли ходят, чтобы посмотреть на таких же раскрепощённых людей».

Современному человеку зачастую хочется чувствовать себя эмоционально свободным, и театр показывает ему, что такое возможно. Эмоциональная составляющая важна и для подростков, остро проживающих любые события своей жизни. Некоторых театр поэтому и привлекает: как ни странно, актёры на сцене, отыгрывая зачастую совершенно абсурдные роли, ведут себя как самые настоящие люди.

Я не смогла оставить без внимания вопрос о современном театре. Диана рассказала, что для неё лучший спектакль – тот, который берёт зрителя за душу. А какими средствами достигается такой эффект, уже не важно.

Мы поговорили и о развитии региональных театров. Диана училась в Ярославле – на Родине русского театра. Там это искусство развивается и в классическом, и в современном направлении. Репутация города не даёт театрам увядать, а у жителей просто нет шанса забыть о них, и всё – тесная связь города с театром. А в Калуге, родном городе Дианы, всего три театра. Постановки либо строгие и академичные, либо детские.

Всем своим собеседникам я задавала один и тот же вопрос:

«Чем полезен театр подросткам?»

Диана ответила на него так:
«Да тем же, чем и взрослым. Он даёт возможность копнуть глубже. Мы сейчас живём в таком быстром темпоритме: книжки лёгкие, тиктоки лёгкие... Какие-то базовые жизненные ценности и возможность высказаться за всем этим теряются. Мне кажется, театр – самый короткий путь до зрителя. Кино всегда проходит долгий процесс создания, а театр абсолютно ускоряет донесение важных мыслей до людей, которые сидят в зале. А вообще театр – это профилактика старения мозга. Учит тебя не забывать, что ты всегда существуешь среди людей, что без человека человеку трудно».


Диана Казакова
актриса и педагог
Что будет дальше?
Так какие же отношения у подростков с театром? Сложные, но от этого не менее бурные. Вопреки расхожему мнению, подростки вовсе не забывают про театр, а, наоборот, последовательно превращаются в новое поколение зрителей. Интерес к театру подкрепляется не только походами на спектакли, но и собственными проектами в этой сфере. Достаточно вспомнить молодых жителей Покачей, использующих местный дом культуры как площадку для своих творческих экспериментов. А сколько таких энтузиастов по всей России!

Развитие региональных театров значительно отличается от региона к региону, но в целом, к сожалению, намного уступает столичным. В защиту столичных можно сказать, что свои постановки они активно вывозят за пределы родных сцен. Некоторые организовывают и новые постоянные площадки, как, например, Приморская сцена Мариинского театра. Но, возможно, стоит сделать ещё несколько шагов в сторону развития современного театра в регионах. Думаю, столичным театрам стоит периодически показывать неискушённым зрителям и современные спектакли. Конечно, первое время они будут получать меньше оваций, но только так можно взбодрить современный театр за пределами столиц. А без бодрого современного театра не будет развития этого искусства в целом.

Вернёмся к вопросу, который я задавала всем.

Что может дать подросткам театр?
Театр – это искусство, а искусство – это про человека. Мы можем изучать себя, когда смотрим постановки, можем приобрести опыт, которого не получим в жизни. Это во-первых. А во-вторых – просто эстетическое удовольствие.

Настя, 17 лет
Мы постоянно куда-то бежим, а театр даёт возможность остановиться и подумать о чём-то важном.

Аня, 16 лет
Театр даёт мотивацию и чувство прекрасного. Они всегда вместе: если нет чувства прекрасного, то какая может быть мотивация?

Кирилл, 16 лет
Думаю, они отлично знают ответ на этот вопрос.

Ходите в театры, и обязательно смотрите по сторонам.
Где-то рядом с вами точно сидит подросток, который выбрал пойти в театр, а не на тусовку.
вёрстка: Ангелина Ларичева

использованные фотографии:
https://unsplash.com/
https://pin.it/6sNPQy7