Елизавета Сусану
Блок. Ветер. Она
Стихотворение Ксении Щербаковой отсылает читателя к известному стихотворению А. Блока «Ветер принес издалека».

Оба стихотворения объединены образом ветра — стихии, которой подвластно все: и моря, и суша, и небо. Эта стихия свободна и вольна, и оттого для многих недосягаема.

Ветер у Блока — это образ, который овеян теплотой и любовью: он принес намек песни, послание любимой. Он не разрушитель, а помощник, друг, ведь именно он открывает клочок неба, несет с собой веяние перемен.

Блок очень экономен в выборе средств художественной выразительности: «светло и глубоко открылся клочок (неба)»; робко, темно и глубоко плакали струны — наверное, метафоричность не очень присуща поэту, гораздо больше в тексте олицетворений («бури плакали», «бури реяли»).

И в стихотворении Ксении, и в стихотворении А. Блока ветер является вестником скорой весны, вестником событий и изменений. Клочок чистого неба, летающие, рвущиеся, ищущие птицы — всё это изображается автором как символ грядущих перемен.

Однако они не приносят лирическому герою ничего светлого и радостного. Кто эта таинственная она? Кто лирический герой? Она живёт только в первой строфе. А остальное, возможно, её мысли и чувства. Может быть, и птицы, и февраль — лишь её воображение. Она, читая Блока, рисует свой собственный мир, рассказывает читателю о её личном взгляде на происходящее вокруг.

Яркие эпитеты «жалкая стайка», «хмурые лица» очень тонко передают состояние лирического героя: подобно птицам, герой не может взмыть в небо, увидеть мир с высоты, восхититься картиной природы. Птицы у поэта мечутся, разрываются перед выбором, не могут найти направления. Сначала летели с востока, потом «оказались у южных границ…». «Почему?» — невольно задается вопросом читатель. Ответ каждый дает сам.

Композиция является важной особенностью этого стихотворения. Например, первая строфа явно отличается от других: она вводит читателя в происходящее, готовит его чувственно и эмоционально, так как дальше автор поведет читателя по лабиринтам свой мысли. Последующие части связаны между собой повторением первых и последних строк.

Поэт акцентирует внимание читателя на особо значимых, по его мнению, образах: «девять февральских дней»; олицетворении «ветер принес издалёка». Февраль, думаю, не случайно упомянут здесь. Оканчивается зима, весна вступает в свои права, порог между весной и зимой, между смертью и возобновляющейся жизнью.

Для меня стал абсолютно очевидным тот факт, что картина, вырастающая перед читателем, глубоко символична. Ксения знает, что на смену зиме обязательно придет весна, буря сменится светом и радостью, а расставание — встречей.