Стихотворение Эмилии Тусалиной привлекло меня сначала своим размеренным ритмом, точной рифмой, красивыми образами, но содержание и смысл открылись не сразу. Захотелось разгадать значение образов, подумать над стихотворением в контексте темы «Разлука». Автор недосказанностью вызывал моё любопытство, а описанные картины оставили грустные, горькие ощущения. С первых строк открывается ряд связных образов: хозяйство, огород, урожай, растения, деревья, травы-каждый из них имеет свой тайный смысл. Например, миндаль, который герою наказали стеречь как библейское древо познания добра и зла, может символизировать чистоту, женственность, юность, надежду. У Зинаиды Гиппиус есть стихотворение «Миндальный цветок», где лирическая героиня проклинает цветок, давший её надежду. У Эмилии Тусалиной миндаль свой белый цвет предает зеленому — теряет чистоту, свободу. Он, как и морковь, борется с дурной травой или с гнилью, тлением. После цвета сад теряет и аромат — самшит и розмарин засыхают. Яблоню поражают насекомые. Если сравнить сад с внутренним миром человека, мы видим душевный кризис, гибель всего ценного, дорогого, хорошего. Гнилые яблоки — гнилые кости, гибнет и дух, и плоть. И даже вянет бузина — ведьмовское дерево, дерево смерти. Но всё-таки, кто же такой этот садовник, неправедный монах? Может, садовник — это смерть? Может быть, это осень, которая уходит, оставляя умирающий сад? Может, это просто метафорический образ близкого человека? Или даже Бог, покидающий людей? Автор не настаивает на определенной трактовке читателем символов, а дает каждому самостоятельно прочувствовать историю.
Также в стихотворении существует несколько конфликтов: садовника и мух, комаров (тления), порядка и запустения. «Смешной финал», — пишет автор. А финал далеко не смешон. Получается своеобразная трагикомедия, где под иронией автора скрывается горечь разлуки, внутреннее опустошение. Садовник уходит — борьба прекращается, значит прекращается и жизнь, и в всеобщей тишине слышно только, как «худые сапоги, скрипя в сырой траве, от мочек до висков мне больно режут слух». Боль от предательства «садовника», его ухода и потеря смысла жизни обрекает на смерть и героя. Смешной финал. Все умерли. Занавес.
Как, однако, этот образ сада не похож на «Сад» Марины Цветаевой, который лирическая героиня воспринимает как рай, только почему-то без Бога. А вот по настроению «хозяйство мёртвое. садовник, ты исчез» Эмилии Тусалиной напоминает мне стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…», где та же философская цепочка — осень, смерть, смысл жизни. Но я все-таки считаю, что автору удалось создать оригинальное стихотворение с интересной концепцией. Её стихотворение похоже на энциклопедию растений, где каждому отведена страница, каждое что-то значит, имеет свои свойства и умирает в определенное время. Как и человек.