АНАСТАСИЯ ВАСЯТКИНА


КРИТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК НА ЭССЕ ВЕРОНИКИ МУРАШКА «КОРИДОР С КАРТИНАМИ»

Искусство в отражениях
Клод Монэ «Маки», Василий Кандинский «Маленькие миры 4», Владимир Куш «Забытые очки»
Что такое искусство?
Объективно этот вопрос можно отнести к числу неразрешимых. Каждый сам определяет для себя границы этого понятия, и к этому определению неизбежно примешиваются личные вкусы и мнения. Если же вовсе отрицать возможность описания сути искусства, то само существование этой словесной категории теряет смысл. Так неужели стоит просто восхищаться искусством и хранить благоговейное безмолвие относительно его сущности?

~
Определить понятие — значит отыскать его взаимосвязь с другими явлениями жизни. И именно так, через поиск взаимосвязей и взаимодействий, можно описать то, что кажется не подлежащим определению. Этот путь и выбирает Вероника Мурашка в своём эссе, анализируя искусство с точки зрения его свойств и проявлений.
~
В этом тексте очаровывает не только живой и яркий авторский слог, но и идеальная композиция. Её логика захватывает, увлекает, ведёт за собой. Читатель как будто видит путь литературного творения от авторского замысла до преобразившегося и сохранившегося в веках сверхтипа. И на каждом этапе пути один за другим возникают спорные вопросы, ответы на которые автор помогает отыскать в примерах жизни и истории — стоит только повнимательнее в них всмотреться.

Пабло Пикассо «Surian Soosay»
~
Например, Вероника доказывает, что созданное с нуля, абсолютно оторванное от реальности творение бессмысленно, так как не отвечает запросам человеческой души. Вспоминая о различных взглядах на период 20-х годов ХХ века в СССР, она говорит о силе воздействия авторского опыта на художественный мир. Это помогает наглядно понять соотношение писательского и реального, созданного и отражённого в искусстве. Вероника также напоминает нам о других важных факторах, формирующих произведение: читательском восприятии и контексте времени. Мы видим, что искусство слагается из нескольких взаимодействующих между собой аспектов, поэтому оно не может быть статично и никогда не имеет однозначной трактовки.

~
Все эти рассуждения органично подводят читателя к финальной, основной метафоре искусства. И как точно и ёмко в ней выражена суть! Краски картин — писательское видение мира, стёкла с отражениями — проекция эпохи и читательского опыта, а узкий коридор — путь человека в искусстве. Каждый, пройдя по этому коридору, увидит и запомнит что-то своё, а кто-то из проходящих остановится, чтобы украсить стены новыми полотнами.

Марианна Верёвкина «Осень. Школа»
~
Верстка: Колчанова Влада