И вопрос остаётся без ответа.
Серебряный век стёрт о красный кирпич Кремля, люди пусты. Петербург потерял статус самого серого города — блёклой стала Москва. Кремль остался самостоятельной тоталитарной державой. Свобода расстреляна, а с ней, в чёрном пакете, успевшую похолодеть, волокут всю палитру (кроме красного, конечно). Власть выступила таможенником, отсеивающим всех вольномыслящих, будто они — контрабанда. Однако любые попытки нападения, партизанских походов, элементарной обороны жёстко пресекаются, отчего понятие равной борьбы теряет смысл. Большой брат следит за каждым действием, переходя от шёпота к уверенному басу: «Мы и до «Знамени» доберемся, доберемся до всех».
К концу ХХ века вектор слегка сместился, но концепция осталась той же: мир, как пирамида, держится на основании, первом слое, на который давят все верхние, беспечные и, якобы, рассудительные. Жмут самозабвенно и беспощадно, словно это удовольствие какое-то приносит. «Устойчивость пирамиды редко зависит от ее вершины, но все-таки именно вершина привлекает наше внимание», — прохожие обычно останавливают взгляд на дефектной конечности незнакомого калеки.
Иосиф Бродский приобретает всемирную известность как переводчик, эссеист, драматург, поэт. Американец и русский одновременно. «Такого поэта в СССР не существует», — заявляет советское посольство в Лондоне в ответ на посланное Бродскому приглашение принять участие в международном поэтическом фестивале. Индивидуальность опасна для общества, «…все новые социально-политические устройства, как демократические, так и авторитарные, уводят все дальше от духа индивидуализма, к стадному натиску масс». Творческая личность представляет двойную угрозу, поэтому государство начинает искать потаённые ходы, чтобы исключить малейшую вероятность подрыва шаткой пирамидки.
Однако стратегический ход Бродского предварить не смогли.